Личностные требования к специалистам по маркетингу.1

На сегодняшний день полный перечень необходимых и достаточных качеств маркетолога очень обширен. К хорошо изученным специальным знаниям, деловым и нравственно-этическим качествам следует добавить специфические личностные качества, характеризующие организаторские способности.

Организаторские способности определяются психофизиологическими свойствами личности и чертами характера. Всего насчитывается около двух тысяч терминов, которыми в научной, художественной литературе и в обычной речи описывают человека и его свойства, его поведение.

Выделим из них наиболее характерные свойства маркетолога и отсеем второстепенные, опираясь на представления о сущности и содержании труда предпринимателя (маркетолога), в котором на передний план выходит межличностное общение. Свойства личности, которые обеспечивают адекватное общение и эффективную регуляцию совместной дея­тельности, относятся к профессиональным качествам маркетолога.

В группировку качеств, относящихся к "организаторским спо­собностям", включаются: адаптационная мобильность, стрессоустойчивость, контактность, доминантность, социально-адекватный тип общения. Эти качества, следуя методологии изучения личнос­ти в психологии, можно назвать частными организаторскими спо­собностями.

Все они имеют сложную структуру, перекрываются друг другом и некоторыми другими качествами личности, которые также не­обходимы талантливому маркетологу. Опишем их смыс­ловое содержание.

Адаптационная мобильность

— группировка качеств, составлен­ная из "внутренних" психофизиологических свойств личности и "внешних" социально-психологических качеств, связанных с по­ведением человека в структуре межличностных и организацион­но-управленческих отношений в коллективе. К ним относятся:

склонность к творческим формам деятельности, стремление учить других; стремление к непрерывным качественным изменениям в организации и содержании собственной деятельности в условиях, средствах и методах труда; стремление к непрерывному пополне­нию и углублению знаний; способность противостоять дестабили­зирующему влиянию негативного поведения; стремление к обо­снованному риску; низкие психологические барьеры на пути к но­вовведениям; стремление к расширению круга своих полномочий ("деловой экспансионизм"), инициативность, нетерпимость ко всему косному, консервативному, предприимчивость и т. д.

Нетрудно убедиться, что перечисленные качества, названные адаптационной мобильностью, приобретают в нынешних услови­ях переходного периода наибольшее значение. Маркетологи, не отличающиеся высокой адаптационной мобильностью, сознательно или несознательно начинают противиться новым ры­ночным отношениям.

Контактность

— способность к установлению социальных кон­тактов. В эту группировку входят такие социально-психологичес­кие качества, как коммуникабельность, общительность, экстравертность (т.е. обращенность во вне, "открытый" характер, непе­реносимость одиночества), интерес к людям и стремление больше знать о них и о состоянии их дел, высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, честолюбивое стремление к воз­вышению самооценки, способность располагать людей к себе, со­циальная контролируемость (способность видеть себя со стороны, глазами другого человека), умение взглянуть на конфликтную си­туацию глазами собеседника, способность выслушивать, понимать и убеждать людей и пр.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6