Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом
Предлагаемая вниманию российских читателей книга для нашей страны является по сути пионерной. Авторы поднимают одну из важнейших проблем деятельности в области экологического менеджмента и социально-этического маркетинга — проблему организации диалога предпринимательских кругов и общественности. Более того, авторы отважились адресовать свой труд лицам, принимающим решения. Безусловно, книгу нельзя считать ни учебником по экологическому менеджменту, ни пособием по экологическому аудиту, ни справочником типа "Как добиться успеха". Но тем ценнее она будет для предпринимателей, хозяйственных руководителей и чиновников государственной службы. Авторы, используя не только западные, а что весьма отрадно, и достаточно разнообразные российские примеры, шаг за шагом убедительно разъясняют важность установления партнерских отношений с общественностью, с широкими кругами населения, описывают реальные ситуации, из которых были найдены неординарные выходы.
Стоит отметить, что построенная по принципу анализа проблем, пошагового планирования действий, оценки достигнутых результатов книга отражает опыт общественных организаций. А это вызов лицам, принимающим решения — в первую очередь потому, что опыт общественных организаций, оказывается, включает массу проектов: профессиональных, уравновешенных, элегантных по замыслу. Пожалуй, труду несколько недостает рассмотрения экономических мотивов инициативной экологической деятельности российских предпринимателей, которые заняты активным налаживанием диалога с местным населением. Впрочем, вероятнее всего, недостает и реальных примеров, попадающих именно в эту категорию. Хочется надеяться, что это довольно пространное предисловие в какой-то мере восполняет объективный пробел в области экономической мотивации.
В заключение хотелось бы пожелать успеха: как лицам, принимающим решения — в их многогранном и отнюдь не простом труде, так и авторам, отважно представившим в книге интересы самых широких кругов российской экологической общественности. Пусть к обоюдной выгоде развивается их взаимодействие и множится опыт.