Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом

На рубеже второго тысячелетия человеческая цивилизация столкнулась с такими пробле­мами развития, которые ставят под сомнение саму перспективу выживания биологиче­ского вида "человека разумного".

Любая форма жизни постоянно находится в поиске компромисса между присущим ей стремлением к росту и возможностями и ограничениями для такого роста, возникающими из общения, взаимодействия форм жизни с окружающей средой, природой и обществом.

История человечества изобилует примерами, когда из-за конфликтов человеческих сооб­ществ с природой, другими сообществами, из-за недостатка опыта и разума погибали це­лые цивилизации. Завоевывая и подчиняя себе все новые ресурсы биосферы, человечество добилось грандиозных успехов на пути к благосостоянию, к созданию условий для разви­тия своего вида. Достаточно вспомнить, что с начала ХХ века население Земли увеличи­лось более чем в три раза, промышленное производство возросло в 50 раз, а потребление природного топлива — в 30 раз. Самое важное — в том, что четыре пятых этого прироста пришлись на вторую половину столетия.

В результате таких крупномасштабных изменений, благодаря научно-техническому про­грессу и превращению науки в основную производительную силу общества, возник мир с новыми реалиями, которые не всегда находят адекватное отражение в сознании и поведе­нии людей, в экономике, политике и процессах управления и регулирования на предпри­нимательском, отраслевом, государственном и глобальном уровнях. Мичуринский лозунг о том, что мы не можем ждать милостей от природы, а должны брать у нее все не­обходимое человеку, трансформировался в некую новую конституцию: "Мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали!"

Антропогенное воздействие на природу привело сегодня к необходимости срочных и все­объемлющих мер для решения проблемы выживания.

Задача управления отношениями общества и природы из-за увеличения скорости, мас­штабов и сложности взаимодействий вызвала необходимость учета факторов взаимозави­симости между благополучным развитием человеческой цивилизации и состоянием окру­жающей среды.

Экологический менеджмент как один из механизмов создания условий для устойчивого развития общества становится императивом выживания человечества.

Концепция социально-этического маркетинга, нацеленная на обеспечение долговремен­ного благосостояния не только какого-то отдельного предприятия, но и общества в целом, не только созвучна в основных положениях с позицией экологического менеджмента, но дополняет ее и обогащает за счет привлечения внимания к проблемам выживания челове­чества — а также и связанным с ним проблемам сознательной хозяйственной деятельно­сти, совершенствования процессов обмена товарами и услугами.

Нормы социально-этического маркетинга в известном смысле ограничивают предприни­мательскую инициативу и производственно-хозяйственную деятельность, ставя их в зави­симость от социально ориентированного общественного развития и необходимости со­хранения и улучшения среды обитания.

Стремление к постоянному расширению, преимущественному положению на рынке, мак­симизации прибыли за счет снижения любыми способами издержек производства и по­вышения реализационных цен было до недавнего времени общепризнанной основой предпринимательской и любой другой хозяйственной деятельности. Маркетинг эпохи массового производства и массового сбыта — типичный пример именно таких содержа­ния и целей предпринимательской деятельности, в конечном счете в условиях плохо регу­лируемого рынка приводящих к перепроизводству товарной массы, углублению цикличе­ских кризисов, бесконтрольному использованию природных ресурсов и иным разруши­тельным для общества экономическим, социальным и экологическим последствиям.

Предприятие — это экономическая основа общества, но оно же, действуя в собственных интересах без учета интересов общественной надстройки, может вызвать деструктивные изменения в социальных, экономических структурах и в самом экологическом равновесии среды обитания.

Социальное начало в человеческом творчестве следует, видимо, рассматривать как основ­ное, главное, целеполагающее. В то же время социальная модель — в широком смысле — есть комбинация концепций, отдельных взглядов, ценностных ориентировок, поведенче­ских предпочтений, формирующая определенное восприятие действительности всеми членами сообщества и служит фундаментом для его организации. Однако если вернуться на землю, описание модели развития общества близко к понятию корпоративной культуры, определяющей содержание всей деятельности предприятия. Эта модель включает в себя сложный, но достаточно системный комплекс идей, ценностей, норм и принципов поведения, которыми руководствуются все сотрудники предприятия — от генерального директора до вахтера и уборщицы. Естественно, концепция корпоративной культуры преимущественно ориентирована на модель поведения предприятия в конкретных социально-экономических условиях. В то же время модель существования и развития человеческого сообщества направлена на целост­ное восприятие действительности и по отношению к проблемам существования и разви­тия предприятия имеет преимущественное значение. Задача руководителей предприятия, стоящих на позициях социально-этического экологически ориентированного маркетинга состоит в том, чтобы нацеливать корпоративную культуру на учет новых ценностей, но­вой зарождающейся модели общества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5