Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом

"1. Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

· выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

· направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

· получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;

· осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации".

Основное содержание этой концепции вовсе не требует полного отказа от любого роста или развития. Равновесие и принцип устойчивого развития можно определить как такое состояние общества, при котором удовлетворение здоровых потребностей не уменьшает шансов будущих поколений на достойную жизнь. Таким образом, экономический рост будет считаться допустимым только тогда, когда он поддерживает и обогащает внутренне и внешне связи системы — в том числе и системы предприятия как основной хозяйст­вующей единицы.

Но чтобы защита природной среды стала одной из основных целей управления маркетин­гом на предприятии, необходимо обогатить новыми подходами саму концепцию управле­ния маркетингом. Даже в самом современном своем выражении маркетинг имеет исклю­чительно экономические цели и стремится к балансу экономических интересов товаро­производителя и потребителя. Однако растущая взаимозависимость экономических, эко­логических и социальных интересов в конечном счете привела к тому, что в число задач, изначально решавшихся маркетингом, вошли и серьезные задачи социально-экономиче­ские и экологические — защита среды обитания, обеспечение занятости, гуманизация ус­ловий труда, постоянная подготовка и переподготовка управляющих, инженерно-техниче­ского персонала и рабочих в свете требований научно-технического прогресса, проблемы расширения участия трудовых коллективов в управлении предприятием при одновремен­ном повышении уровня ответственности менеджеров.

В середине 80-х годов концепция маркетинга расширилась за счет введения в хозяйствен­ную деятельность системы экологических оценок. Начало было положено предпринима­телями, обратившими в своей практической деятельности внимание на то, что потреби­тели как носители платежеспособного спроса в процессе удовлетворения своих потребно­стей все более стали стремиться к росту нового качества жизни.

Само это понятие включает в себя не только изобилие и доступность необходимых това­ров и услуг, но и одновременное стремление к сохранению и улучшению среды обитания. Чтобы ответить на это желание потребителей, предприниматели-новаторы начали разра­батывать и реализовывать программы снижения антропогенной нагрузки на природную среду, переработки вторичного сырья и других отходов производства, утилизации город­ского мусора, внедрения малоотходных, безотходных и энергосберегающих технологий и иных экологически и социально-этически ориентированных нововведений.

Вначале меры по охране окружающей среды рассматривались в рамках предприниматель­ской деятельности как нежелательные, ибо требовали дополнительных затрат и с этой за­тратной точки зрения ухудшали конкурентные позиции предприятия. Однако вскоре де­ловые круги и общественность перестали оценивать природоохранные мероприятия лишь с точки зрения непроизводительных затрат — более того, затраты эти стали рассматри­ваться как инвестиции в будущее и даже как средство достижения превосходства над кон­курентами. Экологически ориентированный и осознанный маркетинг сегодня характерен для большинства самых крупных корпораций.

Мощным стимулом для усиления природоохранных мероприятий послужило появление и организационное оформление массового движения за охрану окружающей среды и уменьшения антропогенной нагрузки на нее.

Важно отметить, что экологическое движение выступает не против разумного здорового потребления, но за то, чтобы вся хозяйственная деятельность осуществлялась на основе экологической безопасности и безвредности — ради повышения качества жизни при ра­зумных ограничениях со стороны товаропроизводителей и самоограничениях со стороны потребителей.

Острота экологических проблем в России и необходимость выработки стратегии выжива­ния заставляет общество создать не только новые концептуальные подходы, но и проду­мать структуру системы выживания и ее рабочие механизмы.

На наш взгляд, на первый план выдвигается задача экологического образования и мо­рально-этического воспитания предпринимателей, хозяйственных руководителей и ответ­ственных государственных чиновников. Это необходимо хотя бы уже потому, что любые изменения в концептуальных подходах к методам решения экологических проблем в на­прямую зависят от позиции первых лиц в иерархии власти на предприятиях, в организа­циях и учреждениях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5