Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом

Уходящая в прошлое модель сообщества старого с его духовной и материальной культу­рой также включала многообразие идей и концепций, но основные ее положения своди­лись к следующему: вселенная представляет собой механическую систему, построенную из элементарных и более сложных блоков; жизнь в обществе, несмотря на различные идеалистические и коммунистические идеи, сводится к непрерывной борьбе за существо­вание; материальный прогресс может быть достигнут лишь за счет экономического и тех­нологического роста; истощение природных ресурсов и ухудшение состояния природной среды — неизбежные спутники экономического роста.

Вторая половина ХХ века убедительно показала, что положения эти не являются универ­сальными и вечными и нуждаются в серьезном пересмотре. Сегодня не только философы, политики, экономисты, экологи, но и капитаны большого бизнеса, и просто руководители предприятий разного масштаба, склонны рассматривать мир не как машину из отдельных узлов и деталей, а как живую развивающуюся систему. Постепенно меняется восприятие природы, человека, общества и роли в нем отдельных предприятий и организаций. Эта новая философия, получившая название целостного, или системного мышления, все глубже проникает не только в науку, философию, культуру, но и в менеджмент, марке­тинг, в повседневную жизнь общества.

Неудержимое стремление многих предприятий к неограниченному росту даже сегодня является главной движущей силой экономической политики — но одновременно это и причина надвигающейся глобальной катастрофы из-за накопления оружия массового уничтожения, разрушения среды обитания, истощения жизненно необходимых природных ресурсов и многих других угроз самому существованию человечества.

Однако для человека рост связывается не только с увеличением доходов, но и с внутрен­ним развитием, то есть с иной системой ценностей. Общество постепенно осознает, что научно-технический прогресс лишь до определенной стадии служит интересам человека, но пройдя пик полезности, обращается во зло ему, хотя и продолжает способствовать эко­номическому росту, выраженному в абсолютных показателях.

Диалог с общественностью: на чем стоим?

Отвлечемся на время от трудов праведных, сменим деловые костюмы на потертые джинсы и отправимся на дачу . И представим себе, что в один прекрасный летний день на территории вашего дачного поселка появляются загадочные люди с теодолитами. Размеренные деловые движения, профессиональное безразличие к праздно гуляющим дачникам — хорошо еще, что они не произносят знаменитое остаповское: "Сносим, сносим ." А обеспокоенный поселок уже гудит, как растревоженный улей. В воздухе носятся неопределенные слухи о загадочном объекте, который вот-вот начнут строить . эти, в штормовках . Пессимисты поговаривают о грядущих экологических ужасах, активисты приготовились к сопротивлению и обсуждают оборонительные укрепления либо готовятся лечь перед бульдозерами на подъездной дороге .

Обсуждают, говорят, но всё — между собой. Диалога с ними (с общественностью!) никто из носителей штормовок или их начальства не организовывал. Да пусть себе говорят — имеют право . Право на что, собственно? Может быть, на нечто большее, чем на не подтверждаемые и не опровергаемые опасения поселкового масштаба? Хорошо известно, что в странах с развитыми демократическими традициями общественность имеет целый ряд прав "экологического" толка. Не вдаваясь в детали национальных законодательств, рассмотрим довольно популярный на Западе подход — нашедший, в частности, свое отражение в "Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды". Таким образом, права общественности подразделяются на право знать, право участвовать в принятии решений и право на доступ к правосудию.

Конечно, сегодняшнюю Россию вряд ли можно отнести к государствам с развитыми демократическими традициями, но экологические права граждан, тем не менее, проработаны в законодательстве весьма неплохо. Да и российская общественность становится все более и более осведомленной в своих правах. И это — одно из свидетельств процесса демократизации общества.

Наиболее детально регламентировано в России право на доступ к экологической информации. Оно нашло отражение во многих правовых актах, в том числе — в Конституции. Статья 42 Основного закона гласит:

"Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".

Законом РФ "Об информации, информатизации и защите информации" установлено рамочное условие на ограничение доступа к экологической информации:

"3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом: .документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5