Маркетинг - микс: оптимизация работы библиотеки.
На фоне общего ситуационного спада развития отечественного библиотечного дела мобильность и многовариантность инициативной деятельности ряда передовых библиотечных учреждений позволили им последние годы значительно расширить и обогатить аспекты работы, выделить новые перспективные направления обслуживания пользователей, разработать нетрадиционные виды дополнительных услуг, успешно решать вопросы социального обеспечения собственных трудовых коллективов. При этом в полном объеме сохраняется бесплатность и расширяются основные традиционные формы предоставляемого библиотечно-библиографического обслуживания, а, благодаря сверхнормативным поступлениям от конкурентоспособных платных услуг, ощутимо укрепляется ресурсный потенциал библиотек.
Библиотеки системы в числе немногих в экспериментальном порядке (с 1989 г.) начали осваивать перспективные формы и методы хозяйствования ; с 1991 г. ЦБС получила право оперативно – хозяйственной самостоятельности. В 1993 г. ЦБС «Кунцево» одна из первых среди массовых библиотек России приступила к реализации маркетинговой программы информатизации своей деятельности с целью повышения уровня обслуживания населения региона.
Благодаря правильно выбранной руководством Центральной библиотеки стратегии, была качесвенно по-иному реорганизована библиотечная сеть, введена специализированная маркетинговая служба, значительно пополнена материально-техническая база всех 14 библиотечных учреждений системы, сформирована гибкая структура библиотечно-библиографического и информационного обслуживания (сбаласированно сочетающая бесплатные и платные виды разнообразных услуг и интеллектуальной продукции), создан позитивный имидж библиотеки, установлены обширные международные контакты, образован сплоченнй коллектив (около 150 человек) высококвалифицированных специалистов – единомышленников, действует автономная система социальной поддержки библиотечного персонала.
К середине 90-х гг. в России в основном завершилось законодательное оформление гражданского, интеллектуального и информационного права, вступили в действие базовые библиотечные федеральные законы. Правовое поле стало благоприятным для многоаспектной библиотечно-информационной деятельности, появились конкретные юридические гарантии управления библиотекой как экономической (хозяйствующей) единицей и субъектом права. На этом фоне специалисты ЦБС «Кунцево» продолжали успешно воплощать в жизнь курс на дальнейшую компьютеризацию, интеллектуализацию и регионализацию деятельности библиотек, нормативно-правовую регламентацию различных сторон библиотечно-информационного обслуживания пользователей в условиях конъюктурной рыночной среды, насыщение фонда небумажными носителями информации. Происходила практическая реализация отличной от прежней парадигмы регионального библиотечного строительства, предусматривающей, в частности, постепенное превращение традиционной библиотеки в технически оснащенную медиатику с интерактивным доступом к документам, а затем и в виртуальную библиотеку.
Безупречная репутация и высокая конкурентоспособность библиотечно-информационных и досуговых учреждений ЦБС «Кунцево», расширение сферы и диверсификация форм взаимодейяствияыы с пользователями, моделирование перспективной номенклатуры услуг, умелое маркетинговое планирование, наличие обширных партнерских связей позволяют с полным основанием сделать заключение о плодотворности избранных подходов. Имеющийся в Центральной библиотеке пакет последних проблемных практических наработок по вопросам менеджмента, внедрения прогрессивных технологий, экономики, маркетинга вполне может рассматриваться в качестве методического банка организационно-технологических материалов. /5, с 5-8/