Свободные экономические зоны в России

В развивающихся странах Латинской Америки политика свободных зон охватывает региональные и внешнеэкономические приоритеты.

При "блочном" поэтапном строительстве рыночной экономики, СЭЗ, как свидетельствует мировая практика например, опыт Китая, сравнительно длительное время остаются "вещью в себе", а отнюдь не "полюсами роста распространяющими своё влияние на остальное экономическое пространство. В условиях "широкозахватного" метода строительства рыночной экономики свободные экономические зоны не могут не привлекать, помимо позитивного предпринимательства, многочисленный криминогенный элемент, оставаясь также достаточно длительный период образованьями анклавного характера.

Критически оценивая мировой опыт создания и функционирования свободных зон, можно предположить, что для России, обладающей многообразными отраслевыми, транспортно-региональными и другими особенностями, механизм свободных экономических зон может стать важной составной частью национальной стратегии развития.

Характеризуя нынешнюю ситуацию с организацией и функционированием свободных экономических зон в России, можно констатировать, что они находятся в стадии ста­новления, определения своей тактики, выбора приорите­тов и ориентации. Без существенной поддержки государ­ства этот период может сильно затянуться, оставив мно­гие проекты нереализованными. Ожидания эффективных результатов от СЭЗ могут смениться разочарованиями, от­казом от самой идеи.

Свободные экономические зоны в России при исполь­зовании их государством как механизм селективной либе­рализации инвестиционного климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, представлять собой "ловушки" для иностранных инвестиций, стимулируя внеш­неэкономические связи. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, спо­собствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.

Организация свободных экономических зон в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство как средство интенсификации ее международных экономических связей.

[1] Не следует путать эти СЭЗ с интеграционными группировками зон свободной торговли.

[2]

В их число не входят несколько десятков технопарков.

[3] В 1997 г. одноименная СЭЗ "Алтай" была создана на территории Ненецкого национального и Первомайского районов Алтайского края (Сибирь). Участ­ники СЭЗ "Алтай" освобождаются на 5 лет от налоговых платежей и сбо­ров, включая НДС, налог на прибыль в части, поступающей в местный бюджет, а также получают ряд других льгот.

Перейти на страницу: 1 2 3 4