Свободные экономические зоны в России

Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране за­метно изменили отношение российского правительства к проблеме организации свободных экономических зон в Рос­сии. Новыми законами, регулирующими внутри- и внешне­экономические отношения, не предусматривался какой-либо особый статус свободных экономических зон. И хотя правительственные положения о них никто не отменял, государственные финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все это вызвало беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ о свободных экономических зонах, а также заверения администрации действующих зон о неизменнос­ти зональной политики способствовали определенной ста­билизации обстановки. Однако в целом в развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.

В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон — разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был полажен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных свободных экономических зон путем урезания и лишения их ряда привилегий. В печати, высказываниях официальных лиц появились мнения о малой перспективности СЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льготном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргументами:

• опасениями, что будет образовано слишком большое число различных СЭЗ;

• свободные экономические зоны — это "черные дыры" российской экономики по утечке ресурсов страны, концентрации криминогенных элементов и других негативных явлений;

• уменьшением управляемости СЭЗ со стороны центральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и формированием новых региональных элит.

Несмотря на сдерживание процессов развития свободных экономических зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администрации и управленческих структур таких свободных экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калининградская область), способствовали тому, что правительство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Этот закон определил правовые и экономические основы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфическое географическое положение, значение для интересов Российской Федерации.

Усилилась тенденция по созданию "налоговых убежищ". и результате в России возникли специальные зоны офф­шорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый "налого­вый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компании-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и при­родные ресурсы.

В апреле 1997 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О свободных экономи­ческих зонах", который не был утвержден Президентом РФ п концу 90-х годов свободные экономические зоны в России (зарегистрировано более 20 разного рода СЭЗ)[2]

по-прежнему находились как бы на полулегальном положении. Потенци­ал этой идеи пока не получил своего полноценного раскры­тия & России. Вместе с тем достигнутые результаты функ­ционирующих СЭЗ свидетельствуют об их переценивности.

К числу таких примеров можно отнести СЭЗ "Наход­ка". На территории свободной экономической зоны "Наход­ка зарегистрировано 3,3 тыс. предприятий. Из них более 2 тыс. принадлежит частным лицам. В середине 90-х годов в зоне работало 386 предприятий с иностранными инвести­циями, при этом 224 предприятия со 100% иностранных инвестиций. Объем экспортной продукции свободной эконо­мической зоны в 1995 г. составил 42,3 млн. долл., в 3 раза превысив импорт. С российской стороны в создании пред­приятии с иностранными инвестициями принимают учас­тие не только предприятия СЭЗ "Находка", но и привле­каются капиталы многих регионов России и государств СНГ

Перейти на страницу: 1 2 3 4