Свободные экономические зоны в России

На территории осуществляются проекты по организа­ции и функционированию российско-корейского технопарка и российско-американского промышленного парка. Это промышленные комплексы должны сыграть ключевое зна­чение в индустриализации этой зоны. В зоне действуют 15 банковских институтов (14 филиалов различных банков и банк "Находка").

Поскольку функционирование СЭЗ "Находка" длительное время рассматривалось как эксперимент, Правительство России принимало по ней специальные решения. Например, "О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны "Находка" от 8 сентября 1994 г." В соот­ветствий с этим и другими регулирующими документами в СЭЗ для предприятий, иностранные вклады в которых пре­вышают 30%, установлены следующие льготы:

• федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу, составляет 7%, а соответствующие местный налог — не более 3%;

• прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождены от налогообложения на 5 лет (пос­ле объявления о регулярном получении прибыли);

• часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социаль­ной сферы СЭЗ, полностью освобождаются от налога.

С февраля 1994 г. Административный комитет, кото­рый занимается вопросами регулирования и контроля в СЭЗ "Находка", приступил к осуществлению новой стратегии по ее развитию. Основным направлением этой стратегии стало создание в зоне ряда локальных свободных зон, которые должны способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата всей зоны, стимулировать организацию импортозамещения с использованием современных технологий, появление новых рабочих мест. Другим направлением новой стратегии должен стать ориентир на превращение Находки в центр переработки грузов стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Свободная экономическая зона "Находка" находится пока на начальном этапе своего развития. Однако уже сейчас можно говорить о первых ее позитивных результатах: срав­нительно высоких темпах экономического роста в СЭЗ, со­здании многих рабочих мест, что заметно контрастирует со всеми, другими регионами России. При благоприятном функционировании СЭЗ, которое зависит не только от нее, зона способна дать мощный импульс развитию международ­ных экономических связей Дальнего Востока и Сибири.

Отмечая факты .успешной работы некоторых свободных экономических зон России, необходимо указать и на нега­тивный опыт их функционирования. Так, практика свобод­ной экономической зоны "Алтай" свидетельствует о том, что многие совместные предприятия, зарегистрированные в зоне, фактически бездействовали. Вместо привлечения иностран­ного капитала шел процесс ввоза и перепродажи ширпотре­ба. При проверке внешнеэкономической деятельности этой зоны было выявлено много нарушений при выдаче квот и лицензий на вывоз сырьевых и стратегических ресурсов, эк­спорт которых ограничен законом. Коммерческая деятельность учредителей зоны принесла многочисленные убытки при осу­ществлении торговых сделок. В итоге, просуществовав око­ло трех лет, СЭЗ "Алтай" была ликвидирована[3]. Следует также отметить, что налоговые льготы и инфра­структурные условия функционирования свободных эконо­мических зон в России гораздо менее привлекательны по сравнению с зарубежными аналогами. Местные российские власти стремятся не столько создать привлекательные ус­ловия для иностранных инвесторов, сколько использовать инвестируемые средства для решения социальных проблем региона. Кроме того, СЭЗ рассматриваются как возможность получения большей автономии от центра.

Рассматривая свободные экономические зоны как важ­ную составную часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функционирования СЭЗ во многих странах мира свидетельствует об их ограниченном влиянии на развитие национальной экономики и использовании их в достаточно жестко запрограммированном направлении. Как отмечалось выше, в промышленно развитых странах свободные экономические зоны представляют собой инструменты урегулирования некоторых проблем региональной политики (подъем депрессивных отраслей, выравнивание межрегиональных различий и др.), а так же стимулирования внешнеторговых связей. В ряде развивающихся стран Азии и Дальнего Востока зональная практика используется гораздо шире и стала важным элементом промышленной внешнеэкономической и научнотехнической политики. Именно здесь свободные экономические зоны имеют явно анклавный характер, представляя "полюса экономического роста".

Перейти на страницу: 1 2 3 4