Маркетинг - микс: оптимизация работы библиотеки.
До недавнего времени как-то априори считалось, что технология библиотечной работы – дело в общем-то второстепенное, не могущее поколебать фундаментальных устоев, разработанных методологией и теорией. Сегодня грустно осозновать, что всего лишь пару лет назад отечественные библиотековеды совершенно серьезно обсуждали, например, принципиальную проблему структуры свободного каталога, терзаясь мыслью, должен ли он быть алфавитным или же все-таки систематическим. В научных отделах библиотек и на вузовских кафедрах ломались многочисленные копья и пахло валокордином, когда сторонники какой-либо из точек зрения пытались доказать оппонентам очевидную, на их взгляд, истину. И, к сожалению, мало кто осозновал, что сводный каталог в начале 90-х годов мог и должен был быть уже только электронным, как должны быть «электронными», т.е. компьютеризированными, большинство библиотечных процессов и услуг. А в новых условиях все процессы и конечные продукты имеют совершенно иной вид и законы развития. /15, с 17-22./
Во второй половине 90-х годов выявилось со всей очевидностью, что именно технологические аспекты библиотечной работы приобретают первостепенную значимость. Их приоритет доказывается тем, что умелое применение компьютерных технологий (и ничто иное.) реально и во много раз повышает эффективность работы библиотек. Более того, происходящие сегодня технологические изменения постепенно устанавливают новую парадигму развития библиотеки, как социального института, приводят к изменению сущности ее работы. Одной из ключевых тенденций современного развития человеческой цивилизации является формирование новой информационной среды. Технологическую базу этой среды составляют глобальные компьютерные сети или то, что принято называть термином «Интернет». Основная отличительная часть среды, которую западные специалисты поэтично называют эпохой или веком информации, заключается в образовании системы информационных коммуникаций, позволяющей получить доступ к любому виду данных в любом месте и в любое время. Столь претенциозная концепция, более похожая на красивый лозунг, с получением доступа к Интернет технически становится реальностью практически для каждого. По сути, разница заключается лишь в степени платежеспособности и соответственно полномочиях в сети каждого клиента. Тенденция же такова, что доступ к Интернет ощутимо дешевеет во всем мире и , следовательно, его информационные ресурсы становятся достоянием все большей части населения планеты. Рост популярности Интернет, в свою очередь, способствует тому, что все больший массив информации перемещаетсмя в виртуальную сферу, которая в последние годы обогатилась, в частности, множеством мультимедийных источников, включая телевизионные передачи. Текст, полноцветная движущая графика и трансляция радиопрограмм воспринимаются сегодня уже как явление обыденное. Однако новая информационная среда – это не только и не столько сама технологическая база, представленная рассредоточенным по всему земному шару компьютерно – телекоммуникационным оборудованием, каналами связи, средствами доступа к данным и самими данными. Это прежде всего изменение системы отношений между производителями, распространителями, хранителями и потребителями информации, т. е. Между всеми участниками нынешней системы информационных коммуникаций. Модификация возможностей, вида и формы предоставления данных закономерно приводит к перераспределению ролей во всей этой системе. В ней возникают новые элементы, а устаревшие видоизменяются или же исчезают.