Маркетинг - микс: оптимизация работы библиотеки.
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИБЛИОТЕКИ И ПЕРПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.
Библиотечный (библиотечно-информационный) маркетинг – специфический вид творческой управленческой деятельности, основывающийся на комплексном организационно-экономическом анализе, прогнозировании спрса и возможностей его удовлетворения, а также рекламе предоставляемых библиотекой услуг, интеллектуальной продукции и сервиса. Конечной целью является адаптация библилтечно-информационного учреждения к изменяющимся объективным потребностям общества и запросам конкретных категорий (групп) пользоватлей (т.е. текущей коньюктуре рынка), направленное стимулирование спроса на соответствующие библиотечно-информационные и сопутствующие продукты (услуги,продукцию).
Термин «библиотечно-информационный маркетинг» – наиболее комплексный среди других интерпретаций маркетинга в библиотеке. Главная цель профильного маркетинга – повышение эффективности функционирования библиотечного учреждения (т.е. приспособленности к выполнению заданных функций в определенном режиме) посредством социально-экономического обоснования ведущих направлений работы, объективной оценки своих потенций в сочетании с учетом текущих и опережающим прогнозированием перспективных запросов пользователей.
В классическом виде маркетинг предполагает направленную деятельность по выявлению оптимальных путей взаимодействия между поставщиками услуг и пользователями. Логично смоделировать следующую «формулу» маркетинга.
изучение спроса +
оригинальный способ
М= его удовлетворения +
до деталей продуманная
подача услуг.
Традиционный маркетинговый комплекс содержит четыре ключевых структурных элемента:
- услуга
- цена
- методы распространения
- стимулирование (продвижение)
Можно констатировать, с одной стороны, нацеленность маркетинговых процедур на изучение спроса и выявление потребностей, т.е. диагностику рынка, а с другой – активное воздействие на этот спрос, рынок для фомирования соответствующих перспетивных запросов. При этом маркетинговый инструментарий обеспечивает надежный прогноз спроса при одновременной информации о реальных текущих потребностях пользователей, их пожеланиях и замечаниях относительно дополнительных услуг и сервиса, а также о ситуационных и потенциальных возможностях конкретного хозяйствующего субъекта.
Таким образом, концепция маркетинга позволяет реализовывать системный подход к управленческой деятельности: ставить перспективные цели, выдвигать текущие задачи, разрабатывть и осуществлять необходимые организационно-экономические мероприятия./11, с 111/
Определеяющее значение для возрождения библиотечного дела, полного обновления библиотек имеет пересмотр их роли в меняющем обществе. Перспективная модель библиотеки должна отразить такие общественные процессы, как усиление значимости культуры во всех сферах жизнедеятельности человека, атакже демократизация, информатизация общества, переход к рыночным отношениям. Только повернувшись лицом к человеку, библиотека восстановит свой престиж.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК.
Фонды многих библиотек, особенно нецентральных, уже несколько лет попольняются не систематически, а межбиблиотечный абонемент бесславно погибает в тисках почтовых и других расходов. Между тем развитие вычислительной техники, средств телекоммуникации и программного обеспечения – особенно в послендние годы – позволяет с большим оптимизмом смотреть на проблему обеспечения читателей литературой. Появилась и быстро развивается новая технология, которую называют электронной доставкой документов (ЭДД).