Информационная и библиографическая деятельность библиотеки.

В последние годы в кругах специалистов чисто информационной сферы – информатики и вычислительной техники, инормационных технологий и телекоммуникаций, - занимающих ключевые позиции в вопросах формирования государственной информационной политики, определения ее стратегии, тактики, приоритетных направлений (в том числе и расходование бюджетных средств), традиционно скептически отношение к библиотекам, недооценка их деятельности стали меняться, причем, - в сторону несравненно лучшего понимания их реальной роли, задач в современном информационном мире, их информационных возможностей, характера и полноты накопленных в библиотеках информационных ресурсов и связанной с этим степени востребованности их обществом.

Не в последнюю очередь этому способствовали активная библиотечная политика Министерства культуры РФ, особенно в сфере информатизации библиотечного дела, довольно тесное взаимодействие министерства в этих вопросах сначала с Комитетом по информационной политике при Президенте РФ, затем с Государственным комитетом РФ по связи и информатизации, наконец, реальные успехи самих библиотек в вопросах компьютеризации, освоении новых информационных технологий, наращивании объемов и форм предоставления информационно-библиотечных услуг, создании собственных информационных ресурсов, развитии средств навигации и справочно-поисковых аппаратов. Успехи библиотек в информационном мире сегодня особенно заметны на фоне ослабления деятельности центров НТИ и обусловлены консолидированностью библиотечного профессионального сообщества в осмыслении текущих проблем и перспектив своего развития в контексте мирового опыта.

До самого последнего времени проблемы различных видов информационных ресурсов рассматривались изолированно друг от друга, прежде всего ввиду их большого разнообразия как по составу и содержанию самой информации, так и по формам ее представления, собственности, орагнизационным решениям, используемым технологиям и другим параметрам. В потоке публикаций, исследующих эти проблемы, библиотеки если и небыли откровенно на заднем плане, то во всяком случае явно терялись. Выходить на авансцену в информационном сообществе они начали тогда, когда была осознана необходимость формирования целостной государственной информационной политики, осмысления и синтеза всех уже накопленных знаний, представлений и информации об информационных ресурсах России, каналах доступа к ним и способах их использования./12, с 168,169/

В 1995 году был подготовлен Национальный доклад «Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития», содержащий анализ состояния информационных ресурсов, представленных в электронной форме, прежде всего баз и банков данных. Хотя в этом докладе библиотекам отведено достаточно скромное место, но все же они в нем присутствуют./1, с 121/

В 1999 году опубликован Национальный доклад «Информационные ресурсы России», целью которого является «формирование целостного представления о состоянии и тенденциях развития информационных ресурсов, позволяющего сформулировать и определить пути реализации эффективной государственной политики в области формирования, защиты и использования информационных ресурсов» В нем библиотеки стоят уже на первом месте и раздел «Библиотечная сеть России и ее информационные ресурсы» фактически открывают доклад, следуя сразу после общего описания структуры всех информационных ресурсов страны. Библиотечная сеть России в этом докладе названа в числе четырех основных государственных информационных систем России, имеющих межведомственный универсальный характер, наряду с Архивным фондом Российской Федерации, государственной системой статистики и государственной системой научно-техничесмкой информации. Причем любопытно и показательно, что в этом перечислении библиотечная сеть – на первом месте. В докладе омечается, что «в настоящее время начала складываться и система правовой информации, призванная объединить неэффективно функционирующие ведомственные и региональные системы информирования о нормативно-правовых актах, принимаемых различными органами управления». Но и на этом направлении работ в качестве положительного примера в докладе приводится набирающее силу сотрудничество общедоступных (прежде всего крупных федеральных и региональных) библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информацией – имеется в виду начавшийся 1998 году процесс создания публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек. /8, с 24/; /9, с 203/

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6