Сущность и задачи стратегического планирования

Процесс стратегического планирования является очень динамичным, в той или иной форме объединяет все другие функции управления, так как стратегическое планирование предопределяет практическое действие членов трудового коллектива, каждого работника в отдельности и коллектива в целом.

По определению, стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения главной цели.

А, следовательно, стратегическое планирование – на­бор действий и решений, предпринятых руководством, кото­рые ведут к разработке специфических стратегий, предназна­ченных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста. Это своего рода "главный инструмент в духовом оркестре", определяющий его лицо.

Главная задача стратегического планирования состоит в том, чтобы:

• наметить цель, которая должна быть достигнута по окончании рассматриваемого срока,

• оценить жизнеспособность суще­ствующей фирменной стратегии поведения на рынке и при необ­ходимости разработать новую. При этом по возможности, нужно учесть все достижения науки и практики в области рационального распределения ресурсов (трудовых, сырьевых, технологических, финансовых и т.д.), все факторы влияния внешней среды, достичь оптимальной координации во внутренней среде и правильно спрогнозировать свою деятельность на перспективу.

Сущность стратегии состоит в том, чтобы путем разработки комплексного плана с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды повышать до предела эффективность управления по достижению конечных целей. (Подробнее о сущности стратегии и об актуальности ее выбора, применительно к инновационному менеджменту, поговорим в главе №3 - «Выбор инновационной стратегии»).

Процесс стратегического планирования предусматривает прохождение нескольких этапов:

оценка и анализ внешней среды;

анализ сильных и слабых сторон действующей системы управления;

оценка стратегии развития;

реализация стратегии;

выбор стратегии;

анализ стратегических альтернатив.

Следует отметить, что, на начальном этапе составле­ния стратегического плана невозможно предугадать все пре­пятствия на пути фирмы к про­цветанию. В этой связи выделя­ют два подхода к планированию будущего бизнеса:

I. Составление идеального плана действий. В этом случае формулируется стратегия и на се основе строится план без учета, каких бы то ни было внешних факторов. Процесс будущего развития компании представля­ется изолированным от любых неблагоприятных воздействий. Затем составляется список воз­можных неблагоприятных фак­торов (изменение характера кон­куренции на рынке, ухудшение политической ситуации в регио­не, стране, смена поставщиков, потребителей и т. д.). Необходи­мо учесть как можно больше та­кого рода факторов вплоть до самых невероятных и, проанали­зировав их возможные воздейст­вия на развитие компании в бу­дущем, сформировать стратеги­ческий план действий. Он дол­жен включать несколько блоков типа “если — то”, иными слова­ми, определять, какие действия должны быть предприняты в случае определенного измене­ния внешней среды. Обязатель­ным условием для внедрения описанной схемы стратегичес­кого планирования является точная информация о состоянии внешней среды компании (она может быть получена по резуль­татам маркетинговых исследова­ний), а также “гибкость”, адап­тируемость оргструктуры компа­нии к изменяющимся условиям и ее способность переориенти­роваться на новые задачи. Един­ственным неизменным звеном в представленной схеме является первоначально избранная цель.

2. Другой подход заключается в разработке не одного, а не­скольких вариантов стратегичес­кого плана. Их количество ва­рьируется в зависимости от сложности ситуации компании и специфики се деятельности. В общем виде это могут быть:

Перейти на страницу: 1 2 3 4