Японские методы управления качеством
1.Процветание и высокая репутация фирмы.
2.Объединение усилий всех работников, достижение всеобщего участия в решении задач, создание согласованно действующей системы.
3.Завоевание доверия заказчиков и потребителей.
4.Творческий подход к разработке новой продукции (оригинальная технология).
5.Эффективное административное управление качеством.
6.
Уважение личности, обучение всех работников фирмы, культура производства, передача традиций следующему поколению.
7.Использование статистических методов управления качеством.
Главное правило: «Лицо фирмы определяется ее работниками».
Под административным управлением понимается: организация производства, изучение затрат времени, улучшение рынка, управление закупками, функционально-стоимостной анализ, стандартизация, подготовка кадров, учет затрат и т. д.
Прежде всего должны учитываться интересы персонала, а затем удовлетворяться запросы потребителей.
Эта важнейшая задача решается с помощью трех основных средств: качество, цена (затраты и прибыль), количество (сроки поставки).
Принцип «качество прежде всего» подтверждается с помощью следующих правил :
1.Управление качеством начинается с подготовки кадров и этим заканчивается.
2.
Следующий этап производственного процесса — потребитель твоей продукции.
3.Полезность сотрудника определяется не его постоянным физическим присутствием, а потребностью фирмы в этом сотруднике (его качества: быстрота реакции, сообразительность, инициатива).
4.Состоявшимся руководителем можно назвать того, кто способен управлять и вышестоящим по должности (без злоупотреблений).
5.
Наделение подчиненных правами стимулирует всестороннее развитие их способностей и активизирует их творческие возможности (хорошо знать стратегию, практическую политику фирмы).
6.Достоверность информации руководителей всех звеньев.
7.Ответственность за деятельность кружков качества.
8.Сотрудничество и связь с другими отделами (горизонтальные связи).
9.Ориентация на перспективу (глава фирмы — на 10 лет, зам. руководителя — 5 лет, начальник отдела — 3 года).
Основой деятельности кружков качества является содействие совершенствованию и развитию предприятия и его подразделений, создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке, всестороннее развитие способностей работников и как результат — использование их в интересах фирмы.
Принципами деятельности кружков качества являются: добровольность; саморазвитие; групповая деятельность; участие служащих; взаимосвязь с рабочим местом; деловая активность; непрерывность функционирования; взаиморазвитие; атмосфера новаторства и творческого поиска; осознание важности этого занятия.
Изучая практический опыт работы японских фирм, можно отметить, что на первый взгляд ничего особенного в деятельности их менеджеров нет, но в том-то и состоит «изюминка» японского менеджмента. Успех японцев в том, что они все делают, как того требуют принципы, как полагается, «как учили», с соблюдением всех требований человеческих и деловых отношений, четко выполняют инструкции.
В нашей же стране практически все знают правила дорожного движения, но мало кто их соблюдает. Так и в управлении: знаем, как надо делать, но действуем совсем не так.