Японские методы управления качеством
Эти методы подробно изложены в одноименной книге крупного японского специалиста Каору Исикава — президента технологического института в Токио.
Один японский менеджер говорил: «Многие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как мы, используя ту же технологию, оборудование и сырье, что и в Европе и США, добиваемся более высокого уровня качества. Они не понимают, что качество дают не станки, а люди».
Этим он дал одно из самых лучших объяснений стабильности японской экономики.
Можно по-разному объяснять экономические достижения в Японии, но в конечном итоге на первое место надо поставить человеческий потенциал. Японские менеджеры каким-то образом обнаружили секрет овладения энергией людей и использования их резервов с большей эффективностью, чем кто бы то ни было. В значительной мере этому способствовала система управления качеством.
В японском языке есть несколько близких по значению слов, обозначающих «управление» — «кейе», «кан-ри», «кансей», «тосей», аналогичных понятию «менеджмент», который в общем виде подразумевает необходимость установления цели, постановку задачи и нахождение пути к ее эффективному достижению и решению. В Японию менеджмент пришел с Запада, но здесь он имеет свою специфику, связанную с национальными традициями и условиями культурного развития.
Как осуществлять управление качеством?
Необходимо следовать формуле: «планируй — делай — проверяй — воздействуй». Это называется «круг управления», который помогает двигаться в правильная направлении. Он состоит из 6 секторов, т. е. предполагается шесть комплексов мероприятий:
1.Определение целей и задач.
2.Определение способов достижения целей.
3.
Обучение и подготовка кадров.
4.Выполнение работ.
5.
Проверка результатов выполненных работ.
6.Осуществление соответствующих управляющих воздействий.
Что мешает управлению и совершенствованию?
Как правило, все дело в людях, в частности в их неправильной позиции. К ним относятся:
1.
Пассивные руководители высшего звена, их желание уйти от ответственности.
2.
Те, кто считает, что все обстоит хорошо и нет никаких проблем.
3.
Те, кто считает свою фирму самой лучшей.
4.Полагающиеся на свой скудный опыт, считающие, что самыми лучшими путями к достижению целей являются те, которые им хорошо известны.
5.
Те, кто думает только о себе или о своем подразделении.
6.
Кто не желает слушать мнения других.
7.
Кто любыми путями стремится выдвинуться и заботится только о собственном благополучии.
8.
Отчаяние, ревность, зависть.
9.
Те, кто закрывает глаза на внешний мир, на происходящее вне их непосредственного окружения.
Для борьбы с такими вредными позициями требуется убежденность, дух сотрудничества, энтузиазм и стремление к нововведениям.
Что такое обеспечение качества?
Это означает гарантирование такого уровня качества продукции, которое позволяет потребителю с уверенностью приобретать и использовать ее в течение длительного времени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя: оправдывать его доверие и удовлетворять его запросы. Имеет большое значение и организация сервисного обслуживания. Принципы обеспечения качества следующие:
1.Обеспечение качества, основанное на контроле.
2.
Обеспечение качества, основанное на управлении производственным процессом.
3.Обеспечение качества на стадии разработки новых видов продукции.
Фирмы Японии, находящиеся на передовых рубежах науки и техники, ставят перед собой следующие задачи: