Эффективность затрат на инновационную деятельность
Расчет индексов представим в таблице 2 (с использованием таблицы 1).
Таблица 2 - Расчет индексов затрат на изготовление образцов
Базовый период |
Текущий период |
Расчетные показатели | |||||
Образцы |
Средние затраты на один образец, |
Доля изготовленных образцов в общем числе, |
Средние затраты на один образец, |
Доля изготовленных образцов в общем числе, | |||
1 |
1613 |
0,6 |
1755 |
0,8 |
968 |
1404 |
1290 |
2 |
3080 |
0,4 |
3780 |
0,2 |
1232 |
756 |
616 |
Итого |
2200 |
1,0 |
2160 |
1,0 |
2200 |
2160 |
1906 |
Нетрудно убедится, что итог группы 1 и 3 соответствует итогу групп 5 и 6, то есть результат расчета индекса переменного состава с разложением на внутрипроизводственные и структурные факторы совпадает с расчетом по выше приведенной методике.
Индекс фиксированного состава покажет влияние изменения затрат по отдельным образцам на изменение общих средних затрат:
или 113,3%.
Изменение затрат на изготовление одного образца при их структуре на уровне отчетного периода могло бы привести к повышению общих средних затрат на 254 тыс. руб. Однако, в текущем периоде снизилась доля образцов с более высокими затратами на изготовление одного образца.
Изменение структуры числа изготовленных образцов следующим образом повлияло на изменение общих средних затрат:
или .
В нашем примере:
или 86,6%.
Это значит, что за счет структурных сдвигов общие средние затраты снизились на 294 тыс. руб.
Таким образом, изменение общих средних на изготовление одного образца составляет
(+ 254) + (- 294) = - 40 тыс. руб.
Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др.
Эффективностью затрат на использование новшеств можно управлять, анализируя следующие показатели:
¨ затраты на освоение новшеств;
¨ общие затраты на производство и реализацию продукции;
¨ выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
¨ прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;
¨ выручка от реализации всей продукции;
¨ стоимость нематериальных активов (средняя за период);
¨ стоимость основных фондов (средняя за период);
¨ чистая прибыль;
¨ средняя списочная численность персонала.
Приведенные показатели позволяют построить систему взаимосвязанных факторов - сомножителей для проведения факторного индексного анализа: