Организация взаимодействия и полномочия.
8. Должностной заместитель: старший методист.
9. Сотрудничество с другими участками: координирующая деятельность с заместителем директора по технической части в целях обеспечения качественного и своевременного обучения клиентов.
10. Требования к занимаемой должности:
1. Высшее или среднее специальное образование по автомобильной или автотракторной специальности.
2. Многолетний опыт работы в данной области по планированию и организации учебного процесса.
3. Общительность, профессиональная компетентность как руководителя.
3.10. Мотивация.
Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять её. Он воплощает свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация
— это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Существуют различные способы мотивирования:
v наказание;
v поощрение;
v стимулирование;
v убеждение.
В основе механизма влияния на человека лежит удовлетворение его потребностей. Так, при наказании человеку отказывают в удовлетворении его потребности, а при поощрении, стимулировании, убеждении эффективная работа поощряется удовлетворением какой-либо потребности. Поэтому задача руководителя заключается в том, чтобы максимально удовлетворить потребности человека, чтобы он в свою очередь выполнил работу с наилучшими результатами.
Мотив — это побудительная причина, повод к какому- либо действию. Он находится внутри человека, индивидуален и зависит от многих внешних и внутренних факторов. Мотив определяет также не только, что будет делать человек, но и как он будет выполнять задачу. Поведение человека определяется не одним мотивом, а их совокупностью. Существует определенная иерархия мотивов человека, которая динамична, изменяется во времени.
Существуют различные теории мотивации. Так, сторонники политики кнута и пряника считают, что человек использует любую возможность для улучшения своего экономического положения, и именно это служит мотивом его работы. Это верно при тяжелых условиях жизни. Эту политику применял Тейлор, и он же заметил ее недостатки.
Современные теории мотивации пытаются определить потребности, побуждающие людей к действию. Наиболее заметные концепции создали Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и Дэвид МакКлелланд.
Создавая теорию мотивации, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, отдыхе и сексуальные потребности.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от опасностей окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
3. Социальные потребности или потребности в причастности.
4. Потребности в уважении.
5. Потребности самовыражения.
Физиологические потребности и потребности в безопасности являются потребностями низшего уровня, социальные потребности, потребности в выражении и самовыражении – высшего уровня.
Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. И хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека стимулируется не только ею.
Для того чтобы мотивировать определенного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. В итоге можно сделать вывод, что руководитель должен тщательно изучать потребности подчиненных. И, поскольку потребности меняются, то необходимо менять и мотивацию. Способы удовлетворения различных потребностей высших уровней:
n Социальные потребности: | |
Давать сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться. Создать на рабочих местах дух единой команды. Проводить с подчиненными периодические совещания. Не разрушать неформальные группы, если они не наносят ущерба организации. Создавать условия для социальной активности членов организации вне ее рамок. | |
n Потребности в уважении: | |
Предлагать подчиненным более содержательную работу. Обеспечить им обратную положительную связь с достигнутыми результатами. Высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты. Привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений Делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия. Продвигать подчиненных по служебной лестнице. Обеспечить обучение и переподготовку. | |
n Потребности в самовыражении: | |
Обеспечить подчиненным возможность обучения и развития для раскрытия их потенциала. Давать подчиненным сложную и важную работу, требующую полной отдачи. Поощрять и развивать у подчиненных творческие способности. |