Организация взаимодействия и полномочия.

В "Автошколе — СТМО" имеют место элементы рациональной бюрократии, имеющие следующие характеристики:

1. Четкое разделение труда.

2. Иерархичность уровней управления.

3. Наличие стройной системы правил и стандартов.

4. Дух формальной обезличенности.

5. Найм на работу в соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

Отрицательные свойства бюрократической системы: преувеличение значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих выполнение сотрудниками своих задач, выполнении запросов других подразделений, а также взаимодействие с клиентами. Это приводит к потере гибкости поведения.

При выборе оптимальной структуры управления рассматривают следующую последовательность разработки структуры:

1.

Деление организации по горизонтали на широкие блоки. Структура "Автошкола — СТМО" по горизонтали делится на следующие блоки: финансы и эксплуатация. Линейными подразделениями являются финансы и эксплуатация, а остальные подразделения являются штабными, так как их деятельность является вспомогательной для руководства НОУ.

2.

Установление соотношения полномочий различных должностей. Руководство устанавливает цель подразделений, производит дальнейшее деление на более мелкие организационные подразделения для более эффективного использования специализации и во избежание перегрузки руководства. Выделим цепь подчиненности по одному из блоков на примере методиста:

директор

â

заместитель директора по учебной части

â

старший методист

â

методист

Линейными полномочиями обладают директор, заместители директора по учебной части и по транспорту, главный бухгалтер, старший методист и старший МПОВ. Штабными полномочиями обладает инспектор по кадрам, преподаватели по ПДД, автослесарь, механик и мастера производственного обучения вождению (МПОВ).

3.Определение должностных обязанностей. Для этого используется должностная инструкция, которая предполагает определение задач, а также возможности использования материальных средств и людей. Устанавливает по каждому рабочему месту конкретные задачи, полномочия и ответственность.

Для примера рассмотрим должностную инструкцию для заместителя директора по учебной части.

Должностная инструкция заместителя директора по учебной части.

1. Наименование должности: заместитель директора по учебной части.

2. Должностная цель: планирование, организация и обеспечение учебного процесса по программе подготовки водительских кадров категории "В".

3. Должностные задачи:

v направляет работу старшего методиста, начальников филиалов по дальнейшему совершенствованию материально-технической базы;

v отвечает за соблюдение внутреннего распорядка мастеров производственного обучения вождению и преподавателями;

v составляет годовой план работы СТМО и планы подготовки водителей для филиалов;

v ежеквартально и в конце года подводит итоги выполненной учебной работы;

v ведёт работу по открытию филиалов, подбору мастеров производственного обучения вождению и преподавательского состава;

v подписывает табель учёта рабочего времени подчинённых ему работников;

v принимает участие в мероприятиях, проводимых в объединении.

В отсутствие директора автошколы выполняет его обязанности.

4. Должностная компетенция: решение вопросов, связанных с учебным процессом и экзаменов в ГИБДД.

5. Должностной ранг: руководитель отдела по учебной работе.

6. Должностная субординация: директор в качестве начальника.

7. Непосредственно подчиненные: старший методист и преподаватели по ПДД.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6