Характеристика государственных расходов бюджета республики беларусь в современных условиях
Рис. 11 Динамика доходов и расходов бюджета помесячно, %
Это обусловлено прежде всего сокращением поступления доходов в бюджет с 33,4% ВВП в июле до 29,4% ВВП в августе, что ниже, чем в августе 1998-2000 годов (минимальное значение уровня централизации бюджетных средств в рассматриваемом периоде было в августе 1996 года – 22,3% ВВП). Наиболее низкий уровень централизации финансовых ресурсов государства ежегодно наблюдается в августе-сентябре, что хорошо видно на графике.
График также отчётливо показывает рост расходов бюджета за период с 1996 по середину 2001 года.
Таким образом, бюджет Республики Беларусь представляет собой социально ориентированный финансовый план. Однако, до сих пор в нём присутствуют значительные суммы расходов на народное хозяйство, что не позволяет в полной мере осуществлять социальную политику на уровне большинства стран Восточной Европы. Так же велики расходы на управление, но последние решения Президента Беларуси позволяют надеяться на снижение численности управленческого аппарата. На обеспечение внутренней безопасности тратятся значительные средства – в два раза большие, чем ассигнования на национальную оборону! Такая ситуация конечно же не должна была бы быть, но современные белорусские реалии – выборы президента в 2001 году, противостояние с оппозицией полностью объясняют особое положение органов правопорядка.
В середине ноября 2001 года белорусским парламентом был принят проект республиканского бюджета на 2002 год. Расходы по нему запланированы в размере 4235,9 млрд. руб. Однако о реальных потребностях страны можно судить по высказываниям министра финансов Республики Беларусь Николая Корбута о том, что при составлении бюджета остались неудовлетворёнными заявки более чем на 1,2 триллиона руб.! Новый бюджет как и ряд предыдущих характеризуется разработчиками как социальный. На 2002 год запланировано повышение средней заработной платы в бюджетной сфере с 100USD, обещанных Президентом к концу этого года, до 110USD на конец нового бюджетного года. Прирост заработной платы совершенно не впечатляет, так как, несмотря на нехватку источников финансирования, можно было бы значительно увеличить эту сумму за счёт, во-первых, действительного уменьшения штата государственного аппарата управления, раздувшегося за последние году в несколько раз, и во-вторых, перераспределения средств, направляемых на правоохранительную деятельность и госбезопасность.
Так на охрану правопорядка и государственной безопасности республиканский бюджет предусматривает ассигнования в размере 347,5 млрд. руб., что в 3,5 раза превышает расходы на науку, а ведь именно научные изобретения, инновации и новые технологии могут вывести нашу страну из экономического кризиса и помочь достичь уровня развитых стран.
Расходы на образование составят по республиканскому бюджету 283,4 млрд. руб. – лишь немногим более расходов на национальную оборону (236,9 млрд. руб.), здравоохранения – 295,9 млрд., а культуры и искусства – 24,5 млрд. руб.
Вo вcем ocтальнoм cтpуктуpа pаcxoдoв пo cpавнению c 2001 годом не cильнo изменилаcь. Защищенные cтатьи были пpoиндекcиpoваны на запланиpoванный pocт инфляции. C учетoм неoбxoдимocти увеличения pаcxoдoв на заpплату финанcиpoвание ocтальныx защищенныx cтатей будет обеспечено в минимальныx pазмеpаx. Oгpаничены, а в pяде cлучаев cнижены, oбъемы финанcиpoвания капитальнoгo cтpoительcтва, пpиoбpетения oбopудoвания, капитальнoгo pемoнта, кoммунальныx и дpугиx pаcxoдoв.