Характеристика государственных расходов бюджета республики беларусь в современных условиях
Рис. 10 Структура расходов бюджета (без целевых фондов) на финансирование
реального сектора экономики (без жилищно-коммунального хозяйства)
В результате наибольший удельный вес в прямых расходах бюджета на народное хозяйство в августе продолжает занимать транспорт, дорожное хозяйство и связь – 43,7% при 21,2% расходов на промышленность, энергетику и строительный комплекс и 34,9% на сельское хозяйство (по сравнению с июлем доля сельского хозяйства увеличилась на 6,0%). Нарастающим итогом за январь-август доля расходов на сельское хозяйство в этой группе продолжает оставаться значительной – 38,9% от общей суммы прямого финансирования реального сектора экономики.
За январь-август 2001 г. капитальные вложения были профинансированы на сумму 232946,3 млн. руб., или на 55,7% к годовому плану. В структуре капитальных вложений продолжает сохраняться тенденция прошлого года – на промышленность, энергетику и строительный комплекс, транспорт, дорожное хозяйство и связь израсходовано 52,8% от общей суммы финансирования, в том числе на промышленность, энергетику и строительный комплекс – 39,5 %, а на транспорт, дорожное хозяйство и связь – 13,3%. Кроме того, можно выделить жилищно-коммунальное хозяйство – 12,7%, здравоохранение и физическую культуру – 11,5% и образование – 9,3%, что в целом составляет 33,5% от общего объема инвестирования.
Расходы республиканского бюджета за январь-август 2001 года профинансированы в сумме 2003818,8 млн. руб., или 56,1% плана 2001 года (в 2000 году годовой план за этот период был исполнен на 56,8%).
Снижение доли капитальных расходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 6,2 п.п. (с 25,3 до 19,1%). Это обусловлено сокращением доли капитальных вложений в основные фонды с 20,3 до 16,4% и доли расходов на создание государственных запасов и резервов с 3,4 до 1,5% в расходах республиканского бюджета.
Сокращение субсидий компенсируется в определенной степени ростом расходов на бюджетные ссуды. Так, за август величина выданных ссуд возросла на 61873,8 млн. руб. Однако одновременно наблюдается рост возврата бюджетных ссуд и займов нефинансовыми организациями – при плане (-15380,8) млн. руб. фактически возвращено за январь-август (-24301,6) млн. руб., или в 1,6 раза больше запланированного на год.
Несмотря на структурные изменения, группа основных расходных статей республиканского бюджета осталась та же: за восемь месяцев 2001 года наиболее значительные средства расходовались на субсидии и трансферты (текущие и капитальные) - 31,8%, оплату труда рабочих и служащих (с начислениями) – 16,9% и на капитальные вложения в основные фонды – 16,4%, что в сумме составляет 65,1% всех расходов (в январе-августе 2000 года на эту группу расходов приходилось 70,6%).
По итогам восьми месяцев 2001 года наблюдалось суммарное превышение расходов государственного бюджета над доходами – дефицит составил 175176,4 млн. рублей, или 1,8% ВВП. На протяжении последних месяцев 2001 года продолжается рост дефицитности республиканского бюджета. В целом по государственному бюджету за август дефицит возрос с 3,5 до 4,1% ВВП (см. рис. 11)