Политика государственных расходов как часть финансовой политики государства с переходной экономикой

Рис. 5 Расходы бюджета расширенного правительства

в Польше и Румынии в 1991-1997 гг (в % ВВП)

Крах социалистической экономики открыл в своё время так называемый период «чрезвычайной политики», когда традиционные лобби (особенно отраслевые) были дезориентированы, не успели приспособиться к радикально изменившимся условиям, и границы экономико-политического маневра резко расширились. В это время открывалась возможность проведение политики максимально жесткого сокращения дотационной нагрузки на бюджет (см. табл. 7).

Таблица 7

Государственные расходы на субсидии в отдельных

восточноевропейских странах (в % к ВВП)

Страны

1989г.

1990 г.

1991 г.

1992г.

1993г.

Чехословакия Польша

Венгрия

25,0

12,9

12.1

16,2

7,3.

9,9

7,7

5,1

8,0

5,0

3,3

5,8

-

2,2

4,8

В государствах, где проводились радикальные реформы и стабилизация была осуществлена при относительно высоком уровне государственных расходов, это оставляло свободу маневра не только для стабилизации, но в ряде случаев и для роста доли социальных расходов в ВВП (см. табл. 8).

Таблица 8.

Доля расходов и пенсионное обеспечение в ВВП отдельных постсоциалистических стран (в %)

в период первоначальных реформ

Страны

1989г.

1990г.

1991г.

1992г.

1993г.

1994

1995

Россия

Польша

Венгрия

Эстония

Латвия

Литва

5.9

8,2

9,1

6,3

4,9

6,0

8,1

9,0

5,8

5.5

6,6

12,2

10,6

7,8

6,1

4.9

14,7

11.0

5,3

6.2

5,8

6.4

14,9

11,0

6,6

9,6

5,1

5,9

15,8

11.5

6.5

9,8

6,9

5,3

15,5

7,0

10.3

7,4

В тех странах, где процесс преобразований был растянутым, постепенным, открывшееся в результате краха социализма «окно возможностей» использовалось существенно слабее. Здесь к моменту, когда политическая элита, наконец, осознает необходимость торможения инфляции и предпринимает соответствующие меры, отраслевые лобби уже успевают перестроиться, приспособиться к новым условиям. Отсюда - намного большие трудности бюджетной рестрикции; попытки сокращения объемов дотирования встречают мощное сопротивление. В результате на этапе завершения стабилизации государственные доходы в этих странах оказываются гораздо ниже, чем в странах, где проводились радикальные реформы, а дотационная нагрузка - выше. В такой ситуации тяжесть сокращения государственных расходов ложится главным образом на социальные программы, возможности финансирования которых в конечном счете оказываются значительно ниже (см. табл. 8 и рис. 6).

Рис. 6 Расходы на пенсионное обеспечение (в % к ВВП).

Таким образом, характерными особенностями отложенной стабилизации становятся более жесткая заданность бюджетной политики, предельно ограниченные возможности внутреннего финансирования дефицита бюджета, вынужденная радикальная рестрикция государственных расходов, в первую очередь за счет их социальной компоненты. Высокая инфляция вызывает существенно более глубокое расслоение общества по уровню доходов и повышение показателей неравенства по сравнению со странами быстрой дезинфляции. В сочетании с более значительным сокращением расходов бюджета это предопределяет резкий рост доли бедных в численности населения и невозможность государства реально осуществить поддержку незащищенных слоёв населения. Напротив, радикальная политика дезинфляции обеспечивает существенно большую свободу финансового маневра, позволяет стабилизировать на высоком уровне бюджетные расходы и увеличить финансирование социальных программ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7