Политика государственных расходов как часть финансовой политики государства с переходной экономикой

В некоторых случаях, чтобы убедить национальные власти в том, что программу денежной стабилизации все-таки придется реализовывать, потребовалось несколько всплесков инфляции. Опыт показал: постсоциалистическую денежную стабилизацию можно откладывать, но от нее нельзя отказаться.

Проводимая Центральным банком денежно-кредитная политика напрямую влияет на условия реализации бюджетно-фискальной политики государства. Тенденция сокращения налоговых поступлений в условиях высокой инфляции (эффект Оливьера-Танзи) - хорошо изученный экономический феномен. Длительная высокая инфляция формирует «мягкую» финансовую среду: нет эффективно работающего механизма, обеспечивающего ответственность за выполнение финансовых обязательств; массовой формой ухода от налогов становятся взаимные неплатежи; пренебрежительное отношение к налоговым обязательствам укореняется в качестве социальной нормы, особенно на государственных и коллективных предприятиях. К тому времени, когда политическая элита, наконец, осознает необходимость денежной стабилизации, обусловленное ею ограничение темпов роста денежной массы и соответственно масштаба бюджетного дефицита, ликвидация инфляционных доходов и так далее - все это отнюдь не сопровождается немедленным ростом налоговой дисциплины. В результате в странах, избравших путь «мягкого» вхождения в рынок, прошедших через период длительной и высокой инфляции, государственные расходы приходится сокращать до уровней, значительно более низких, чем в странах, осуществивших стратегию радикальной дезинфляции (см. рис. 1-4).

Рис. 1 Инфляция в России и Польше

в 1990—1996 гг. ( в % )

Рис. 2 Динамика изменения реального ВВП

В России и Польше в 1989-1996 гг. (в %)

Рис. 3 Государственные доходы России и Польши в 1992-1995 гг.

Рис. 4 Государственные расходы России и Польши в 1992-1995 гг.

Формирующийся в условиях мягкого финансового режима набор поведенческих стереотипов (взаимозачеты, недоимки, неплатежи, бартер), вызывает устойчивое падение доли доходов бюджета в валовом внутреннем продукте до величин существенно более низких, чем в странах, осуществивших «шоковую терапию». (см. табл. 5)

Таблица 5.

Доходы, расходы и дефицит бюджета в странах быстрой дезинфляции (в % к ВВП) 1990-1997гг.

Страны

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Албания

доходы

расходы

дефицит

47,1

62,1

-15

30,9

61,9

-31,0

23,7

44,0

-20,3

20,5

34,9

-14,4

18,8

31,2

-12,4

20,5

30,8

-10,3

16,9

29,0

-12,1

14,9

27,6

-12,7

Венгрия

доходы

расходы

дефицит

53,9

53,5

0,4

52,5

55,4

-2,9

52,6

59,4

-6,8

55,1

60,6

-5,5

52,5

60,9

-8,4

47,2

53,9

-6,7

45,2

48,3

-3,1

48,0

52,9

-4,9

Латвия

доходы

расходы

дефицит

---

---

---

---

---

---

27,4

28,2

-0,8

35,8

35,2

0,6

34,1

38,2

-4,1

34,7

38,2

-3,5

36,6

38,0

-1,4

39,6

38,2

1,4

Польша

доходы

расходы

дефицит

42,9

39,8

3,1

42,3

49,0

-6,7

42,8

49,5

-6,7

47,4

50,5

-3,1

45,8

48,9

-3,1

45,1

47,9

-2,8

44,2

47,5

-3,3

45,0

48,1

-3,1

Чехия

доходы

расходы

дефицит

---

---

---

---

---

-1,9

---

---

-3,1

42,4

41,9

0,5

42,1

43,3

-1,2

41,0

42,8

-1,8

40,7

41,8

-1,2

39,5

41,6

-2,1

Словакия

доходы

расходы

дефицит

---

---

---

---

---

---

---

---

---

44,0

51,0

-7,0

46,7

48,0

-1,3

47,2

47,0

0,2

47,1

49,0

-1,9

47,2

51,0

-3,8

Словения

доходы

расходы

дефицит

49,3

49,6

-0,3

43,7

41,1

2,6

45,8

45,6

0,2

47,0

46,7

0,3

45,9

46,1

-0,2

45,7

45,7

0,0

45,2

44,9

0,3

44,6

45,7

-1,1

Эстония

доходы

расходы

дефицит

---

---

---

---

---

5,2

34,6

34,9

-0,3

39,6

40,3

-0,7

40,5

39,2

1,3

40,1

41,4

-1,3

39,0

40,5

-1,5

39,6

37,4

2,2

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7