Политика государственных расходов как часть финансовой политики государства с переходной экономикой
В некоторых случаях, чтобы убедить национальные власти в том, что программу денежной стабилизации все-таки придется реализовывать, потребовалось несколько всплесков инфляции. Опыт показал: постсоциалистическую денежную стабилизацию можно откладывать, но от нее нельзя отказаться.
Проводимая Центральным банком денежно-кредитная политика напрямую влияет на условия реализации бюджетно-фискальной политики государства. Тенденция сокращения налоговых поступлений в условиях высокой инфляции (эффект Оливьера-Танзи) - хорошо изученный экономический феномен. Длительная высокая инфляция формирует «мягкую» финансовую среду: нет эффективно работающего механизма, обеспечивающего ответственность за выполнение финансовых обязательств; массовой формой ухода от налогов становятся взаимные неплатежи; пренебрежительное отношение к налоговым обязательствам укореняется в качестве социальной нормы, особенно на государственных и коллективных предприятиях. К тому времени, когда политическая элита, наконец, осознает необходимость денежной стабилизации, обусловленное ею ограничение темпов роста денежной массы и соответственно масштаба бюджетного дефицита, ликвидация инфляционных доходов и так далее - все это отнюдь не сопровождается немедленным ростом налоговой дисциплины. В результате в странах, избравших путь «мягкого» вхождения в рынок, прошедших через период длительной и высокой инфляции, государственные расходы приходится сокращать до уровней, значительно более низких, чем в странах, осуществивших стратегию радикальной дезинфляции (см. рис. 1-4).
Рис. 1 Инфляция в России и Польше в 1990—1996 гг. ( в % ) |
Рис. 2 Динамика изменения реального ВВП В России и Польше в 1989-1996 гг. (в %) |
Рис. 3 Государственные доходы России и Польши в 1992-1995 гг. |
Рис. 4 Государственные расходы России и Польши в 1992-1995 гг. |
Формирующийся в условиях мягкого финансового режима набор поведенческих стереотипов (взаимозачеты, недоимки, неплатежи, бартер), вызывает устойчивое падение доли доходов бюджета в валовом внутреннем продукте до величин существенно более низких, чем в странах, осуществивших «шоковую терапию». (см. табл. 5)
Таблица 5.
Доходы, расходы и дефицит бюджета в странах быстрой дезинфляции (в % к ВВП) 1990-1997гг.
Страны |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |
Албания |
доходы расходы дефицит |
47,1 62,1 -15 |
30,9 61,9 -31,0 |
23,7 44,0 -20,3 |
20,5 34,9 -14,4 |
18,8 31,2 -12,4 |
20,5 30,8 -10,3 |
16,9 29,0 -12,1 |
14,9 27,6 -12,7 |
Венгрия |
доходы расходы дефицит |
53,9 53,5 0,4 |
52,5 55,4 -2,9 |
52,6 59,4 -6,8 |
55,1 60,6 -5,5 |
52,5 60,9 -8,4 |
47,2 53,9 -6,7 |
45,2 48,3 -3,1 |
48,0 52,9 -4,9 |
Латвия |
доходы расходы дефицит |
--- --- --- |
--- --- --- |
27,4 28,2 -0,8 |
35,8 35,2 0,6 |
34,1 38,2 -4,1 |
34,7 38,2 -3,5 |
36,6 38,0 -1,4 |
39,6 38,2 1,4 |
Польша |
доходы расходы дефицит |
42,9 39,8 3,1 |
42,3 49,0 -6,7 |
42,8 49,5 -6,7 |
47,4 50,5 -3,1 |
45,8 48,9 -3,1 |
45,1 47,9 -2,8 |
44,2 47,5 -3,3 |
45,0 48,1 -3,1 |
Чехия |
доходы расходы дефицит |
--- --- --- |
--- --- -1,9 |
--- --- -3,1 |
42,4 41,9 0,5 |
42,1 43,3 -1,2 |
41,0 42,8 -1,8 |
40,7 41,8 -1,2 |
39,5 41,6 -2,1 |
Словакия |
доходы расходы дефицит |
--- --- --- |
--- --- --- |
--- --- --- |
44,0 51,0 -7,0 |
46,7 48,0 -1,3 |
47,2 47,0 0,2 |
47,1 49,0 -1,9 |
47,2 51,0 -3,8 |
Словения |
доходы расходы дефицит |
49,3 49,6 -0,3 |
43,7 41,1 2,6 |
45,8 45,6 0,2 |
47,0 46,7 0,3 |
45,9 46,1 -0,2 |
45,7 45,7 0,0 |
45,2 44,9 0,3 |
44,6 45,7 -1,1 |
Эстония |
доходы расходы дефицит |
--- --- --- |
--- --- 5,2 |
34,6 34,9 -0,3 |
39,6 40,3 -0,7 |
40,5 39,2 1,3 |
40,1 41,4 -1,3 |
39,0 40,5 -1,5 |
39,6 37,4 2,2 |