Цели и ценности фирмы.

Непротиворечивость целей. Цели организации не должны противоречить друг другу. Множественные цели должны быть взаимно поддерживающими, т. е. действия и решения, связанные с достижением одних целей, не должны мешать достижению других. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между различными подразделениями, отвечающими за достижение и установление целей.

Как было отмечено выше, часто организации имеют несколько объявленных (явных) целей, которые должны приниматься во внимание всеми их членами. Цели организации могут иметь различные уровни важности и приоритетности, и это также должно быть четко определено. Однако ситуация не всегда бывает достаточно ясной, поэтому требуется глубокий анализ, чтобы присвоить целям приоритеты. Необходимо выделить два или три уровня приоритетов. Ниже предлагается такая методология присвоения приоритетов целям.

Приоритет

Предпочтение

Степень достижения

Приоритет 1

Как правило, отдается тем целям, которые определяют успех организации

Они должны быть достигнуты

Приоритет 2

Отдается также важным целям, которыми при необходимости можно частично пожертвовать для достижения целей с приоритетом 1

Их нужно достигнуть

Приоритет 3

Присваивается целям, имеющим характер дополнения

Было бы неплохо их достигнуть, если можно

Здесь следует отметить, что приоритеты целей время от времени могут меняться местами. Кроме того, цели могут иметь различные приоритеты на различных уровнях управления и в различных подразделениях внутри организации. Например, для организации приоритет 1 имеет объем прибыли, а для производственного подразделения — производительность, трудоемкость или объем производства.

В общем трудно точно выделить области, в которых руководителям организации следует выбирать свои цели. Более того, имеется большое количество примеров, когда организации ставили цели в одной области (например, социальной), а получили результаты в другой (например, экономической). Анализ практики показал, что существует шесть областей ценностных ориентации, которые оказывают влияние на принятие управленческих решений.

Область ценностных ориентации

Категория ценностей

Типы целей, предпочитаемые организацией

Теоретическая

Истина, знание, рациональное мышление

Долгосрочные исследования и разработки

Экономическая

Практичность, полезность, богатство

Рост. прибыль, результаты

Политическая

Перейти на страницу: 1 2