Цели и ценности фирмы.
Организация, особенно крупная, может иметь разнообразные цели. Общефирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Так как ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие управленческие решения, то эти цели должны обладать определенными характеристиками. Явные и неявные цели. Организация не была бы организацией,
если бы не имела, по меньшей мере, одной объявленной цели, хотя определение само по себе не может обеспечить успеха. Гораздо чаще организации имеют несколько объявленных (явных) целей.
Рассмотрим планирование реализации целей организации. Его элементами являются явные цели и ограничения, задачи и работы, их длительность и последовательность. Анализ позволяет сформулировать ряд пунктов, которые должны быть выполнены в определенное время, в результате чего появляются дополнительные цели, которые не были определены, очевидны или известны вначале (следствие колебания цен, изменения спроса и предложения). Фактически такие цели неявно существуют как необходимое следствие декларируемых внутрифирменных целей, внутрифирменных и внешних ограничений и т. д., и потому они называются неявными.
Конкретность и измеримость целей. Цели должны быть конвертными и измеримыми (например, увеличить долю рынка на 0,5%, а рентабельность — на 0,2%). Количественно измеряемые если выражаются определенными абсолютными или относительными показателями (такими, как объем продаж, прибыль и т. д.). Если первичной целью организации является удовлетворение потребностей своих членов, то в такой формулировке ее трудно измерить количественно. Сформулируем эту цель иначе — пусть для ее достижения требуется:
1) повысить удовлетворенность своих сотрудников на 8%;
2) увеличить количество продвижений по службе на 15%;
3) снизить текучесть кадров на 15% в год.
Такие конкретные заявления точно говорят членам организации, что является требуемым уровнем формирования довольных сотрудников. Таким образом, цели в конкретных
измеримых формах позволяют создать базу отсчета для последующих решений и оценки хода работ.
Время. Цели организации должны иметь конкретный временной горизонт. Поэтому следует не только точно определять, что хочет осуществить организация, но также и когда должны быть достигнуты результаты (хотя бы приблизительно). Долгосрочная цель имеет горизонт планирования, равный пяти годам, а для передовых в техническом отношении фирм при стабильности экономической обстановки — может быть и больше. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет. Краткосрочные цели в большинстве случаев должны быть достигнуты в течение года.
Долгосрочные цели обычно имеют весьма широкие рамки. Организация формирует их в первую очередь, затем в аспект их реализации разрабатывает средне- и краткосрочные цели. Следует отметить, что выбор горизонта планирования зависит от многих факторов: состояния фирмы, отрасли, жизненного цикла организации и состояния экономики вообще. Так. в США строительные фирмы разрабатывают долгосрочные программы на 2-5 лет.
Достижимость целей. Чтобы служить повышению эффективности, цели организации должны быть достижимыми. Постановка цели, которая превышает возможности и организации либо из-за недостаточности ресурсов, либо из-за внешних факторов, может привести к печальным последствиям. Поскольку в жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, методы и способы, используемые в организации для мотивации сотрудников, менее эффективными. По степени достижимости есть цели жизненно необходимые и желаемые. Например, желаемая цель для любого предприятия — это максимизации получаемой прибыли, а жизненно необходимая — выживание, т. е. получение минимально необходимой прибыли.
Степень влияния внешней среды. В зависимости от степени влияния внешних факторов на функционирование предприятия есть цели, обусловленные изменениями во внешней среде (инфляцией, налоговой политикой, спросом), и цеди, не связанные с такими изменениями (это, как правило, те, которые вытекают из имеющихся и неиспользованных резервов улучшения деятельности внутри организации).
Внешние и внутренние цели. В зависимости от содержания и характера отражаемых интересов это цели предприятия как субъекта рыночных отношений (прибыль, объем) и цели общества — удовлетворение его потребностей (соответствие объема и структуры предложения объему и структуре спроса). Внешними целями являются те, которые служат для взаимоотношений с партнерами вне организации, а внутренними — те, что связаны с ее специфическими интересами и не требуют прямого участия других сторон. Если организация является подрядчиком, выполняющим заказы для клиентов, то ясно, что для нее внешние цели — те, которые связаны с клиентами, поставщиками, субподрядчиками и т. д., а внутренние — те, которые относятся только к самой организации (объем, прибыль, мотивация).