Реформа предприятий

На развертывании этой реформы уже на­стаивают и западные кредиторы. Некоторые ре­комендации МВФ (по расчленению предприя­тий естественных монополий, упрощению про­цедуры банкротства и т.п.) явно продиктованы интересами западных корпораций, а не заботой о российских гражданах. Другие — относитель­но перехода российских предприятий на меж­дународные стандарты бухгалтерского учета и финансового менеджмента, обеспечения транспарентности корпораций для акционеров и кре­диторов, защиты прав инвесторов, акционеров, кредиторов, работников, поставщиков пред­приятий и потребителей производимой ими продукции можно поддержать. Однако в них отсутствуют меры по решению главной пробле­мы рыночных реформ: создания у российских предприятий мотива (необходимости, стремле­ния, цели) максимизации прибыли. МВФ и рос­сийские либералы считают, что достаточно соз­дать макроэкономические условия, защитить права собственности, наладить учет — и соб­ственники сами обеспечат максимизацию при­были предприятиями. На самом деле это, во-первых, слишком долгий процесс. Во-вторых, результат, как показывает зарубежный опыт, здесь вовсе не гарантирован. Всю систему государственного регули­рования предприятий и экономики в целом предстоит сориентировать на повышение эф­фективности производственно-финансовой дея­тельности предприятий и конкурентоспособно­сти российских товаропроизводителей.

Гражданский кодекс РФ и Федеральный за­кон «Об акционерных обществах» являются рамочными актами, весьма слабо регулирующими деятельность предприятий; даже сам прин­цип максимизации прибыли законодательно не конституирован, не говоря уж о максимизации занятости и пла­тежей в бюджет.

Государственное регулирование не должно ориентировать предприятия лишь на максими­зацию прибыли. В послевоенный период устой­чивое развитие экономики наблюдалось только в странах, создавших «социальное рыночное хо­зяйство», в котором органично сочетаются го­сударственные и рыночные институты; эффек­тивные предприятия и государство обеспечива­ют повышение благосостояния граждан и ди­намичный рост производства. Этот термин име­ет, как известно, западногерманское происхож­дение, но и в послевоенных США были созда­ны эффективные системы социальной защиты, финансирования НИОКР, налогового стимули­рования инвестиций, финансово-монетарного контроля и регулирования, внешнеэкономичес­кого протекционизма.

Перейти на страницу: 1 2