Реформа предприятий
На развертывании этой реформы уже настаивают и западные кредиторы. Некоторые рекомендации МВФ (по расчленению предприятий естественных монополий, упрощению процедуры банкротства и т.п.) явно продиктованы интересами западных корпораций, а не заботой о российских гражданах. Другие — относительно перехода российских предприятий на международные стандарты бухгалтерского учета и финансового менеджмента, обеспечения транспарентности корпораций для акционеров и кредиторов, защиты прав инвесторов, акционеров, кредиторов, работников, поставщиков предприятий и потребителей производимой ими продукции можно поддержать. Однако в них отсутствуют меры по решению главной проблемы рыночных реформ: создания у российских предприятий мотива (необходимости, стремления, цели) максимизации прибыли. МВФ и российские либералы считают, что достаточно создать макроэкономические условия, защитить права собственности, наладить учет — и собственники сами обеспечат максимизацию прибыли предприятиями. На самом деле это, во-первых, слишком долгий процесс. Во-вторых, результат, как показывает зарубежный опыт, здесь вовсе не гарантирован. Всю систему государственного регулирования предприятий и экономики в целом предстоит сориентировать на повышение эффективности производственно-финансовой деятельности предприятий и конкурентоспособности российских товаропроизводителей.
Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об акционерных обществах» являются рамочными актами, весьма слабо регулирующими деятельность предприятий; даже сам принцип максимизации прибыли законодательно не конституирован, не говоря уж о максимизации занятости и платежей в бюджет.
Государственное регулирование не должно ориентировать предприятия лишь на максимизацию прибыли. В послевоенный период устойчивое развитие экономики наблюдалось только в странах, создавших «социальное рыночное хозяйство», в котором органично сочетаются государственные и рыночные институты; эффективные предприятия и государство обеспечивают повышение благосостояния граждан и динамичный рост производства. Этот термин имеет, как известно, западногерманское происхождение, но и в послевоенных США были созданы эффективные системы социальной защиты, финансирования НИОКР, налогового стимулирования инвестиций, финансово-монетарного контроля и регулирования, внешнеэкономического протекционизма.