Реформа предприятий

Провал многолетних усилий по стабилизации российской экономики еще раз подтвердил истину: высокая эффективность предприятий — непременное условие оздоровления финансово-монетарной системы и экономического подъе­ма. Реформирование предприятий, реструкту­рирование их долгов, упорядочение приватиза­ционных процессов и улучшение качества уп­равления госпредприятиями и пакетами акций, находящихся в государственной собственности, санация не­платежеспособных и ликвидация нежизнеспо­собных производственных единиц, разрешение платежного кризиса, создание у хозяйственных руководителей мотивации к повышению эффек­тивности их деятельности — все названные проблемы предстоит решить обновленному ру­ководству страны. При этом нужно четко осоз­нать, во-первых, закономерности работы «фир­мы, максимизирующей прибыль», с одной сто­роны, и современной корпорации, — с другой. Во-вторых, — обязательность жестких финан­совых ограничений для оздоровления экономи­ки. В-третьих, — противоречивость целей пред­приятий (максимизация доходов акционеров, руководителей и (или) работников), общества (рост чистого продукта и занятости) и госчи­новников (рост их власти и объемов используе­мых ресурсов).

На фоне «послеавгустовского» обострения финансового и политического кризиса в России вне фокуса внимания властей оказалась одна из стратегических целей рыночных реформ — создание эффективных предприятий. А ведь при­ватизация, либерализация торговли и рестриктивная финансово-монетарная политика прово­дились ради повышения эффективности обще­ственного производства.

Необходимость макроэкономической стабилизации обосновывалась также тем, что без нее нет условий для эффективного функцио­нирования и развития предприятий всех форм собственности. Далее, без достижения прибыльности боль­шинства предприятий невозможно решение за­дач макроэкономической стабилизации, т.е. обес­печения сбалансированности государственных доходов и расходов, равновесия платежного ба­ланса, стабильности национальной валюты и низких темпов инфляции. Снижение же эффек­тивности предприятий означает сокращение воз­можностей роста занятости и доходов граждан, налоговых поступлений и социальных расходов.

К сожалению, эти общеизвестные зависимо­сти игнорировались в ходе форсированной при­ватизации государственных предприятий. Не­удивительно, что основные ее задачи остались нерешенными. Во-пер­вых, права акционеров не защищены от произ­вола руководителей предприятий, крупнейших собственников, кредиторов и госчиновников. Во-вторых, деятельность этих руководителей не подчинена цели максимизации прибыли, дохо­дов и капитала акционеров. В-третьих, не обес­печена транспарентность финансовой деятель­ности предприятий для собственников, креди­торов, работников и государства. В-четвертых, не развит фондовый рынок: на нем доминиру­ют спекулянты, а не стратегические инвесторы. В-пятых, в своем большинстве предприятия неплатежеспособны и подлежат либо банкрот­ству, либо реструктурированию (например, пу­тем конверсии долгов в акции). В-шестых, не сформировались дееспособные финансово-промышленные группы, обеспечивающие межот­раслевой и межрегиональный перелив капита­ла и эффективный финансовый менеджмент. В-седьмых, в последние годы обозначился но­вый этап передела собственности — с исполь­зованием процедур банкротства, внешнего уп­равления, «враждебных захватов» контроля над предприятиями.

Ясно, что при всей важности макроэконо­мической политики основные усилия государ­ству предстоит направить на быстрое и суще­ственное повышение эффективности производ­ства путем создания высокоэффективных про­изводственных организаций.

Перейти на страницу: 1 2