Реформа предприятий
Провал многолетних усилий по стабилизации российской экономики еще раз подтвердил истину: высокая эффективность предприятий — непременное условие оздоровления финансово-монетарной системы и экономического подъема. Реформирование предприятий, реструктурирование их долгов, упорядочение приватизационных процессов и улучшение качества управления госпредприятиями и пакетами акций, находящихся в государственной собственности, санация неплатежеспособных и ликвидация нежизнеспособных производственных единиц, разрешение платежного кризиса, создание у хозяйственных руководителей мотивации к повышению эффективности их деятельности — все названные проблемы предстоит решить обновленному руководству страны. При этом нужно четко осознать, во-первых, закономерности работы «фирмы, максимизирующей прибыль», с одной стороны, и современной корпорации, — с другой. Во-вторых, — обязательность жестких финансовых ограничений для оздоровления экономики. В-третьих, — противоречивость целей предприятий (максимизация доходов акционеров, руководителей и (или) работников), общества (рост чистого продукта и занятости) и госчиновников (рост их власти и объемов используемых ресурсов).
На фоне «послеавгустовского» обострения финансового и политического кризиса в России вне фокуса внимания властей оказалась одна из стратегических целей рыночных реформ — создание эффективных предприятий. А ведь приватизация, либерализация торговли и рестриктивная финансово-монетарная политика проводились ради повышения эффективности общественного производства.
Необходимость макроэкономической стабилизации обосновывалась также тем, что без нее нет условий для эффективного функционирования и развития предприятий всех форм собственности. Далее, без достижения прибыльности большинства предприятий невозможно решение задач макроэкономической стабилизации, т.е. обеспечения сбалансированности государственных доходов и расходов, равновесия платежного баланса, стабильности национальной валюты и низких темпов инфляции. Снижение же эффективности предприятий означает сокращение возможностей роста занятости и доходов граждан, налоговых поступлений и социальных расходов.
К сожалению, эти общеизвестные зависимости игнорировались в ходе форсированной приватизации государственных предприятий. Неудивительно, что основные ее задачи остались нерешенными. Во-первых, права акционеров не защищены от произвола руководителей предприятий, крупнейших собственников, кредиторов и госчиновников. Во-вторых, деятельность этих руководителей не подчинена цели максимизации прибыли, доходов и капитала акционеров. В-третьих, не обеспечена транспарентность финансовой деятельности предприятий для собственников, кредиторов, работников и государства. В-четвертых, не развит фондовый рынок: на нем доминируют спекулянты, а не стратегические инвесторы. В-пятых, в своем большинстве предприятия неплатежеспособны и подлежат либо банкротству, либо реструктурированию (например, путем конверсии долгов в акции). В-шестых, не сформировались дееспособные финансово-промышленные группы, обеспечивающие межотраслевой и межрегиональный перелив капитала и эффективный финансовый менеджмент. В-седьмых, в последние годы обозначился новый этап передела собственности — с использованием процедур банкротства, внешнего управления, «враждебных захватов» контроля над предприятиями.
Ясно, что при всей важности макроэкономической политики основные усилия государству предстоит направить на быстрое и существенное повышение эффективности производства путем создания высокоэффективных производственных организаций.