Творческое развитие личности детей и подростков в библиотеках.
Один из аспектов информационно-культурно-образовательной деятельности библиотеки, обслуживающей подрастающее поколение, - содействие интеллектуальному развитию, расширению сферы делового чтения (хоть это только часть интеллектуального чтения) детей и молодежи. Исследователи чтения выделяют, как известно, три вида: свободное (досуговое). Когда человек читает «для себя» из внутренней потребности, деловое – для цели образования, повышения квалификации, сдачи экзамена и др., пограничное, то есть чтение, рекомендованное кем-то, но предполагающее возможность выбора.
Деловое чтение обеспечивает определенный образовательный и культурный уровень, прививает навыки работы с научной, научно-популярной книгой, навыки поиска и переработки информации. Именно в сфере делового чтения актуальна дидактическая установка научить учиться. Умение учиться не дано личности изначально.
Деловое чтение имеет тенденции, характерные для развития образования, культуры и профессиональной подготовки в целом. Оно предполагает сделать выбор: что читать и как читать, как относиться к прочитанному. Эта литература учит отделять факты от их интерпретации, фиксировать изменения, анализировать различия между способами мышления в разных культурах, воспринимать инокультуры и инакомыслие. Для делового чтения важно также соблюдение правила аутентичности содержания, то есть человек должен быть приучен судить о тексте по самому тексту, а не по его переложению. Деловое чтение предусматривает умение и привычку пользоваться современными информационно-поисковыми системами. Именно поэтому оно является составной частью современного информационно-культурного пространства. Оно приобретается и развивается в течение всей жизни, но его основы закладываются в детстве и юности.
Основными организаторами делового чтения являются учреждения, входящие в информационно культурно-образовательное пространство – школа и библиотека. Наверное, не будет преувеличением сказать, что 90 % обращений школьников в библиотеку с конкретным запросом относится к сфере делового чтения.
С появлением альтернативных школ, лицеев и т.д. значительно усложнился характер учебных программ и курсов. Школьные и детские библиотеки испытывают сейчас значительные трудности, связанные с тем, что их фонды не удовлетворяют читателей. Проблема комплектования, а главное финансирования – самая серьезная. Дело иногда не в отсутствии денег, а в отсутствии информации о книжном рынке. Разрушена система информации о новинках издательств, система доставки литературы в регионы. Создание национальной системы книгоиздания и книгораспространения «Вооks in print» во многом позволит решить проблемы комплектования. Многие детские и школьные библиотеки начали решать эти задачи сами, организуя альтернативное комплектование, выступая в качестве дилеров издательств, заключая прямые договоры с ними, привлекая внебюджетные средства для приобретения литературы, хорошо понимая, что только правильно скомплектованный фонд может привлечь и удержать читателей.
Фонд – основа образовательной сферы делового (и не только) чтения. Библиотекарь должен помогать юному читателю в овладении способами поиска, переработки и усвоения деловой информации, в организации процессов самоообразования, овладении техникой интеллектуального труда. В последнее время получили широкое распространение различные курсы и программы обучения творческой деятельности. Спрос на них, особенно среди старшеклассников, молодежи, очень велик. Приведем хотя бы пример школ, курсов техники быстрого чтения, без овладения навыков которого невозможно усвоение и просмотр большого количества источников. Библиотеки вносят свою лепту в разработку и претворение в жизнь таких программ. Но правильная организация делового чтения, на наш взгляд, требует, во-первых, индивидуализации работы с читателем, от чего, к сожалению, многие библиотеки отошли, а главное - внедрения в библиотеку новых информационных технологий.