Структура службы информации
Руководителю, заинтересованному в развитии предприятия и завоевании новых рынков сбыта своей продукции с минимальным риском потерь, задавшемуся целью создать полноценную службу информации, необходимо ясно представить себе цели, которые следует поставить перед этой службой, и структуру, которая позволит их реализовать. Лишь грамотно организованная, хорошо оснащенная, с квалифицированным персоналом служба сможет решить весь комплекс задач. Только для такой службы целесообразно разрабатывать и применять критерии эффективности при оценке ее функционирования. Успешная деятельность службы информации предприятия возможна при условии ее опоры и ориентации на реальные интеллектуальные, научные, технические и производственные возможности предприятия, его финансовый потенциал и реальные перспективы развития (48).
Данная модель информационно-аналитической службы предприятия может быть полезной, в первую очередь, для крупных предприятий рыночной ориентации, имеющих обширную номенклатуру выполняемых работ (Приложение №1).
Рассмотрим функции каждой группы.
Группа маркетинга:
- мониторинг динамики рынка и конъюнктуры
- формирование модели потребительских ожиданий
- формирование «идеальной» модели продукции
- все о фирмах конкурентах и товарах-аналогах
- разработка бизнес-планов
- реклама
- предложения по совершенствованию продукции и ее ассортимента
- динамика объемов производства и организация системы товародвижения
- предложения по сервисному обеспечению пользователей.
Патентно-правовая группа:
- патентно-правовая защита промышленной и интеллектуальной собственности
- рекомендации по организации конкурентной борьбы на рынках продукции (услуг) предприятия
- рекомендации по безопасному вывозу новой продукции на рынок.
Группа сбора и обработки информации:
- поиск, обработка, систематизация, классификация и первичное преобразование (свертывание) информации
- формирование, ведение и совершенствование баз данных
- подготовка дифференцированной информации для руководителей и лиц, принимающих решения.
Группа экспертов:
- поиск новых источников информации, потенциальных инвесторов
- отбор «нужной» информации (порог избыточности, достоверности)
- определение структуры и объема информации, необходимой и достаточной для информационного обеспечения деятельности и развития предприятия
Группа анализа и синтеза информации:
- подготовка аналитической информации для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия
- подготовка информации о деятельности предприятия для передачи во внешнюю среду.
Следует отметить, что в данной работе модель информационной службы представлена в самом общем виде. В каждой конкретной области существует своя специфика (49).
Сотрудники информационной службы должны обладать следующими качествами:
- аналитическое, ассоциативное мышление
- способность идентифицировать и концептуализировать проблемы (темы, запросы)
- умение анализировать исходные документальные массивы (информацию)
- обостренное чувство нового
- мобильность сознания, восприимчивость к инновациям
- целеустремленность и последовательность действий
- коммуникабельность
В круг профессиональных знаний сотрудников должны входить:
- теория и практика коммуникации, информатизации, библиотечно-информационной деятельности
- менеджмент и маркетинг библиотечно-информационных ресурсов, услуг, продукции
- экономика библиотечно-информационной деятельности
- теория конъюнктуры
- стандартизация библиотечно-информационной деятельности
- авторское право смежные права на интеллектуальную собственность
- хозяйственно-договорное (контрактное) право
- порядок лицензирования видов деятельности
- экспертные системы оценки потоков информации
- логическое моделирование
- справочно-информационное источниковедение (бизнес-информ-ресурсы)