Теория оценивания.

Qу – оператор управления качеством.

Qо – оператор оценивания.

QSr – оператор сравнения.

Аксиома отражает положение о раскрытом выше значении субъект-объектных отношений по оцениванию. Аксиома осуществления границ сравнения качеств : оцениваемое качество всегда сравнивается в определенных границах сравнения, характеризуемых компонентами системы оценки Sq.

Данная аксиома ориентирует логику построения процедур оценивания на выявление этих границ, природа которых обусловлена природой как субъекта, так и объекта. Аксиома существования базы сравнения : любая операция сравнения выполняется при наличии определенной базы сравнения. Для любой операции сравнения существует ее определенная база.

Аксиома абсолютной сравнимости : сравнимость качеств абсолютна, а их несравнимость относительна. Данная аксиома является принципом, отражающим закономерность сравнения : не сравнимое качество объектов и процессов всегда можно сделать сравнимым, если перейти к соответствующей базе сравнения и расширить класс сравнимости. Поиск такой базы сравнения связан с переходом к более общим признакам, свойствам, показателям.

Аксиома полноты отношения сравнимости : отношение сравнимости обязательно включает или отношение тождества (способа), или отношения различия, или отношения тождества и различия одновременно. Если операция сравнения базируется только на отношениях сравнимости по тождеству или по различию, то такие операции не полные. Если операциисравнения включают в себя отношения сравнимости по тождеству и по различию, то они полные.

Аксиома зависимости результата оценивания от используемых в оценивании свойств объекта оценки.

{r}®0; 0 =f ({r})

r – множество свойств.

Аксиома подчеркивает зависимость оценки от номенклатуры оценочных свойств, от пространства качества и структуры отношения в нем. Одновременно она отражает возможность получения различных оценок по одному и тому же оцениваемому качеству, если оценивались свойства из различных классов свойств.

Принципы оценивания.

Принцип народно – хозяйственного подхода почеркивает приоритет общества, как субъекта оценки, приоритет народно – хозяйственных интересов. Конкретизациями принципа народно – хозяйственного подхода являются принципы учета общественной потребности и целевого подхода.

Первый принцип подчеркивает потребительскую направленность оценкикачества продуктов труда, что соответствует раскрытию контура регулирования качества по потребительской стоимости.

Второй принцип тесно связан с первым, поскольку потребность опосредуется через цели и требования. Таким образом, народно – хозяйственный принцип квалиметрии определяет важность положения разумного сочетания социальных, экономических, технико-технологических требований в процедурах оценки.

Принцип сравнительной логики оценивания, в который входят : групповой принцип относительности оценки, групповой принцип субъект-объектного единства оценки, групповой принцип прочих равных условий, групповой принцип управляемости, групповой принцип системности оценки.

Групповой принцип относительности оценок в конкретизированном виде отражает положения зависимости оценки от всех компонентов системы сравнения и включает в себя следующие принципы :

1. Принцип относительности базы оценки, подчеркивающий зависимость базы оценки от времени, целей, субъекта и объекта оценки.

2. Принцип временной относительности оценок, который можно рассматривать, как следствие системного принципа динамичности качества.

3. Принцип перевода квалиметрии в хранометрию, которая служит основанием перевода относительныз значений показателей качества во временные оценки технического уровня в терминах времени “опережения” или ”отставания” по отношению к принятой базе оценки.

Групповой принцип субъект – объектного единства оценки.

Он отражает положения о том, что оценка должна производиться в рамках определенных субъект – объектных отношений по оцениванию и по управлению качеством соответственно, а также вклучает в себя два принципа :

а) выделение аксиологически внешних и аксиологически внутренних оценок (по субъекту);

б) выделение системно внешних и системно внутренних оценок.

Первый принцип конкретизирует относительность оценок в зависимости от того, кто является субъектом оценки по отношению к определенной хозяйственной системе: если это “управление” в рамках данно хозяйственной системы, то это будут аксиологические внутренние оценки, а если эти управляющие за пределами данной хозяйственной системы (аттестационные комиссии), то внешние – аксиологические оценки.

Перейти на страницу: 1 2 3