Категории управления менеджмента.

Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будующем.

Процесс осознания и формулирования цели управления носит наименование – целеполагание. Он является одним из первых и важнейших элементов процесса управления. Методы управления – это способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое.

Принципы управления – это основные правила, основные требования, руководящая идея, которой следуют руководители в осуществлении управления. Они являются одной из основных форм сознательного использования объективных законов управления в практике.

Законоуправление

– это общие, существующие и необходимые связи, явления, изучаемые наукой управления. Объективность законов управления по отношению к субъективным факторам управления регламентирует взаимоотношения науки и искусства управления.

Функции управления

– это своего рода “поля” управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления. Функциями управления могут быть стандартизация, сертификация продуктов и систем качества, обеспечения единства измерений, аттестация испытательного оборудования и т.д.

Всю систему знаний об управлении качеством, которую называют научными основами управления качеством, можно разделить на 3 части :

  1. Методологические основы управления качеством.
  2. Конкретные науки об элементах управления качеством.
  3. Наука об управлении (теория управления качеством).

Методологические основы управления качеством включают в себя соответствующие теоретические и методологические разделы таких наук, как философия, экономика, наука управления производством, кибернетика и т.д.

Конкретные науки о качестве и об элементах управления можно разделить на :

  • Конкретные технические науки (теория надежности, теория статистического регулирования, стандартизация, сертификация, квалиметрия, и т.д.);
  • Конкретные экономические науки (экономическая теория качества, планирование качества и т.д.);
  • Конкретные социологические науки (правовые основы качества, управление качеством труда и т.д.);
  • Теория информации о качестве.

Научные основы управления качеством – это вся система знаний об управлении качеством. Следует сказать, что наука об управлении качеством не может входить в состав конкретных наук об управлении качеством, т.к. должна охватывать предмет управления в целом. В то же время эта наука не может ограничиваться только их выводами. Она должна вобрать в себя выводы из других конкретных наук, входящих в состав научных основ управления, а также учитывать особенности элементов и уровни управления качеством.

Под менеджментом понимается совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Здесь качество выступает, как главная цель управления. Структуру системы менеджмента можно представить в виде схемы :

- принципы системности в проектиовании - анализа и синтеза при системном - переработки, хранения и пере -

и управлении качеством ; подходе к решению проблем ка - дачи информации;

- комплекснрсти в несл. разных сторон чества; - коммуникационные связи;

управления качнством; - принятие проектных решений - компьютерная и вычислительная

- приоритетности факторов внешней в области качества; техника;

среды в формировании качества ; - мотивации и воздействия на - средства производства;

- взаимоотношений управленческого и деятельность исполнителя; - стандарты и регламенты, регла -

исполнительного персонала в проект- - оценка качественного уровня регламентирование требования

ной деятельности. продукции; качества продукции;

- контроля качества. - законодательные акты в области

качества;

- сертификаты, как средство под -

тверждения качества.