Анализ рентабельности деятельности предприятия
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д.
Рассчитаем показатели рентабельности деятельности ОАО «Крымпродмаш» за I-II полугодие. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) вычисляется путем отношения валовой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции:
R
з1
= 1966 / 1855 = 106%
R
з2
= 2662 / 3277 = 81,2%
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли от каждой гривны, затраченной на производство и реализацию продукции. На протяжении 2000 года она снизилась на 24,8%.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки:
R
п1
= 1966 / 4384 = 44,8%
R
п2
= 2662 / 6759 = 39,4%
Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с гривны продаж. За анализируемый период она снизилась на 5,4%.
Рентабельность капитала исчисляется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестируемого капитала:
R
к1
= 2208 / 43584 = 5,1%
R
к2
= 29869 / 42839 = 7%
Мы видим, что она возросла за анализируемый период в 1,4 раза.
Основными резервами роста прибыли являются увеличение объема реализованной продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках и т.д.
Вышеприведенные расчеты показывают, что в настоящее время показатели рентабельности находятся на достаточно высоком уровне, но имеют неустойчивый характер, что объясняется нестабильностью цен на рынке.
Анализ рентабельности по системе «Директ – костинг».
Рассмотрим анализ рентабельности по изделию: крышка закаточная.
В маржинальном анализе, расчет влияния отдельных видов продукции производится по следующей модели:
Ri
= П
i
/ З
i
=
[
К
i
(
У
i
-
Vi
) -
Hi
] / [
Ki
*
Vi
+
Hi
]
По данным таблицы 4. проведем факторный анализ рентабельности по крышке СКО:
R
пл
=
[
25000
(
108
– 91,08) - 86000] / [25000 * 91,08 + 86000]
= 14,26%
R
усл1
=
[
10000
(
108
– 91,08) - 86000] / [10000 * 91,08 + 86000]
= 8,35%
R
усл2
=
[
10000
(
120
– 91,08) - 86000] / [10000 * 91,01 + 86000]
= 20,39%
R
усл3
=
[
10000
(
120
– 91,01) - 34400] / [10000 * 91,01 + 34400]
= 28,41%
Полученные данные показывают, что фактический уровень рентабельности в целом выше планового на 14,15%.
D
R
общ
=
28,41 – 14,26
= 14,15%
в том числе за счет изменения:
- Количества реализованной продукции:
D
R
к
=
8,35 – 14,26
= -5,91%
- Цены реализации:
D
R
у
=
20,39 – 8,35
= 12,04%
- Удельных переменных затрат:
D
Rv
=
21,69 – 20,39
= 1,3%
- Суммы постоянных затрат:
28,41 – 21,69 = 6,72%
Проведем факторный анализ рентабельности по обычной методике.
Факторный анализ по крышке закаточной:
Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.
Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности произведем способом цепной подстановки:
Rпл
= (
Цпл – Спл)
/ Спл
- Плановый уровень рентабельности:
Rпл
= (
108 – 94,52)
/ 94,52= 14,26%
- За счет изменения цены он возрос на 12,7% (26,96-14,26)
Rусл
= (
120 – 94,52)
/ 94,52= 26,96%
- За счет изменения себестоимости продукции на 1,45% (28,41-26,96)
R
ф
= (
120 – 93,45)
/ 93,45= 28,41%
План по рентабельности перевыполнен на 14,15% (28,41-14,26).