Трудоустройство специалистов-маркетологов.

Опрос, проведенный в 1994 г., преследовал цель выявить реальное трудоустройство выпускников-маркетологов, занимаемые ими должности, перспективы роста, а также по­лучить предложения о совершенствовании подготовки таких специалистов в Россий­ской экономической академии им. Г. В. Плеханова.

Из 90 выпускников 1994 г. опрошено 67 человек (74,5%), из них непосредственно по специальности работает 59%, по сопутст­вующим или близким к маркетингу спе­циальностям - 34, не трудоустроились по различным причинам - 7%.

Выпускники занимают должности мар­кетинг-директоров предприятий, начальни­ков отделов маркетинга, менеджеров по маркетингу, экономистов аналитических отде­лов, экспертов по обработке данных рыноч­ных исследований, торговых уполномочен­ных фирм, специалистов по рекламе, спе­циалистов инвестиционных отделов, эконо­мистов коммерческих банков и др.

На предприятиях производственной сферы работает 40%, в торговых пред­приятиях - 38, финансовой сфере - 22%, при этом самостоятельно устроились на работу 41%, по рекомендации - 59%. На возможно­сти дальнейшего продвижения по службе указало 84% опрошенных.

Анализ проведенных об­следований позволяет сделать ряд важных выводов:

• под напором рынка значительная часть предприятий осознает необходимость маркетинговой деятельности, которая в бо­льшинстве случаев осуществляется стихий­но, на ощупь, без должного профессиональ­ного подхода;

• подготовка специалистов в области маркетинга, владеющих современными приемами, процедурами, технологиями мар­кетинговой деятельности на уровне пред­приятий, становится одной из важнейших и перспективных задач;

• в силу острейшей нехватки специали­стов для предприятий различных отраслей экономики необходим авторитетный центр подготовки маркетологов;

• при подготовке специалистов нужно усилить внимание к овладению конкретны­ми методами, процедурами и технологиями маркетинговой деятельности. Вместе с тем в учебном плане и учебных программах следу­ет учитывать весь комплекс современных требований к маркетологу (не ограничиваясь только функциональными знаниями), вклю­чая формирование личных качеств и полу­чение расширенного круга знаний;

• на основе постоянного изучения по­требностей предприятий нужно формиро­вать в вузах "банки вакансий" для выпуск­ников, давать им требуемые знания о прие­мах и способах личной презентации при выборе места будущей работы.