Трудоустройство специалистов-маркетологов.
Опрос, проведенный в 1994 г., преследовал цель выявить реальное трудоустройство выпускников-маркетологов, занимаемые ими должности, перспективы роста, а также получить предложения о совершенствовании подготовки таких специалистов в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.
Из 90 выпускников 1994 г. опрошено 67 человек (74,5%), из них непосредственно по специальности работает 59%, по сопутствующим или близким к маркетингу специальностям - 34, не трудоустроились по различным причинам - 7%.
Выпускники занимают должности маркетинг-директоров предприятий, начальников отделов маркетинга, менеджеров по маркетингу, экономистов аналитических отделов, экспертов по обработке данных рыночных исследований, торговых уполномоченных фирм, специалистов по рекламе, специалистов инвестиционных отделов, экономистов коммерческих банков и др.
На предприятиях производственной сферы работает 40%, в торговых предприятиях - 38, финансовой сфере - 22%, при этом самостоятельно устроились на работу 41%, по рекомендации - 59%. На возможности дальнейшего продвижения по службе указало 84% опрошенных.
Анализ проведенных обследований позволяет сделать ряд важных выводов:
• под напором рынка значительная часть предприятий осознает необходимость маркетинговой деятельности, которая в большинстве случаев осуществляется стихийно, на ощупь, без должного профессионального подхода;
• подготовка специалистов в области маркетинга, владеющих современными приемами, процедурами, технологиями маркетинговой деятельности на уровне предприятий, становится одной из важнейших и перспективных задач;
• в силу острейшей нехватки специалистов для предприятий различных отраслей экономики необходим авторитетный центр подготовки маркетологов;
• при подготовке специалистов нужно усилить внимание к овладению конкретными методами, процедурами и технологиями маркетинговой деятельности. Вместе с тем в учебном плане и учебных программах следует учитывать весь комплекс современных требований к маркетологу (не ограничиваясь только функциональными знаниями), включая формирование личных качеств и получение расширенного круга знаний;
• на основе постоянного изучения потребностей предприятий нужно формировать в вузах "банки вакансий" для выпускников, давать им требуемые знания о приемах и способах личной презентации при выборе места будущей работы.