Маркетикс – морально-этические аспекты деятельности менеджеров.1

Известно, что рыночные сделки соверша­ются иногда с использованием сомнитель­ных средств, в частности подкупа должно­стных лиц. В этой связи возникает вопрос о морально-этических аспектах деятельно­сти менеджеров - маркетиксе

(маркетинг плюс этика).

Значение его для подготовки россий­ских менеджеров тем более велико, что многие воспринимают рынок как символ вседозволенности и свободы от каких-либо нравственных ограничителей. Нередко ино­странные партнеры жалуются на то, что ни одной существенной проблемы нельзя ре­шить без соответствующего подношения. Наряду с внутренними причинами подоб­ных явлений, вызванными неупорядочен­ным становлением рынка, отмечают также "импорт" коррупционных методов ведения дел, поскольку в условиях политической нестабильности и экономических неурядиц рисковать в России нередко готов лишь спекулятивный, а то и просто мафиозный капитал с привычными для него методами работы.

Природу современной коррупции как глобального явления объясняют по-разно­му. Если попытаться систематизировать различные трактовки, можно отметить сле­дующие:

• ссылки на природу человека;

• ссылки на несовершенство законов;

•связывание коррупции с растущей армией чиновничества, бюрократизацией общественной жизни;

• причины, лежащие в самом бизнесе, организационное усложнение предприни­мательства, увеличение роли посредников, приход в предпринимательство большого числа людей, не обладающих элементарной рыночной культурой и способных лишь "делать" деньги, а не зарабатывать их;

• изменение стандартов законных тре­бований к методам хозяйственной деятель­ности. Каждая из отмеченных причин, ви­димо, имеет свой резон, и в зависимости от конкретных обстоятельств та или иная из них выдвигается на первый план

Можно выделить несколько уровней борьбы с коррупцией в национальных рам­ках и международных отношениях.

Наивным выглядит тезис, что рынок может сам преодолеть коррупцию. Несосто­ятельны, на наш взгляд, и такие рецепты, как повышение окладов чиновникам. Вы­зывает также сомнение точка зрения, что когда люди будут свободными собственниками, чиновнику станет нечем торговать. В мировой практике переходят к выработке норм цивилизованных взаимоотношений рынка и власти.

· Считается, что условия, порождающие коррупцию, существенно сужаются путем узаконивания

системы передачи интересов бизнеса в представительные органы и правительственный аппарат.

· В числе средств борьбы с экономической коррупцией – более четкое определение прав бизнеса, а также гарантий его защиты.

· Важную роль играет национальное законодательство.

· Наряду с законодательной деятельностью ведется работа по линии добровольных ограничений со стороны самого бизнеса в виде кодексов фирм.