Маркетикс – морально-этические аспекты деятельности менеджеров.1
Известно, что рыночные сделки совершаются иногда с использованием сомнительных средств, в частности подкупа должностных лиц. В этой связи возникает вопрос о морально-этических аспектах деятельности менеджеров - маркетиксе
(маркетинг плюс этика).
Значение его для подготовки российских менеджеров тем более велико, что многие воспринимают рынок как символ вседозволенности и свободы от каких-либо нравственных ограничителей. Нередко иностранные партнеры жалуются на то, что ни одной существенной проблемы нельзя решить без соответствующего подношения. Наряду с внутренними причинами подобных явлений, вызванными неупорядоченным становлением рынка, отмечают также "импорт" коррупционных методов ведения дел, поскольку в условиях политической нестабильности и экономических неурядиц рисковать в России нередко готов лишь спекулятивный, а то и просто мафиозный капитал с привычными для него методами работы.
Природу современной коррупции как глобального явления объясняют по-разному. Если попытаться систематизировать различные трактовки, можно отметить следующие:
• ссылки на природу человека;
• ссылки на несовершенство законов;
•связывание коррупции с растущей армией чиновничества, бюрократизацией общественной жизни;
• причины, лежащие в самом бизнесе, организационное усложнение предпринимательства, увеличение роли посредников, приход в предпринимательство большого числа людей, не обладающих элементарной рыночной культурой и способных лишь "делать" деньги, а не зарабатывать их;
• изменение стандартов законных требований к методам хозяйственной деятельности. Каждая из отмеченных причин, видимо, имеет свой резон, и в зависимости от конкретных обстоятельств та или иная из них выдвигается на первый план
Можно выделить несколько уровней борьбы с коррупцией в национальных рамках и международных отношениях.
Наивным выглядит тезис, что рынок может сам преодолеть коррупцию. Несостоятельны, на наш взгляд, и такие рецепты, как повышение окладов чиновникам. Вызывает также сомнение точка зрения, что когда люди будут свободными собственниками, чиновнику станет нечем торговать. В мировой практике переходят к выработке норм цивилизованных взаимоотношений рынка и власти.
· Считается, что условия, порождающие коррупцию, существенно сужаются путем узаконивания
системы передачи интересов бизнеса в представительные органы и правительственный аппарат.
· В числе средств борьбы с экономической коррупцией – более четкое определение прав бизнеса, а также гарантий его защиты.
· Важную роль играет национальное законодательство.
· Наряду с законодательной деятельностью ведется работа по линии добровольных ограничений со стороны самого бизнеса в виде кодексов фирм.