Спрос на молоко и молокопродукты

Потребительский рынок молока и молокопродукции формируется через предприятия перерабатывающей промышленности, городские рынки, а также рынки населенных пунктов, выдачу в счет оплаты труда, продажа с рук непосредственных товаропроизводителей и различного рода посредников. С 1993 года и по настоящее время одним из основных конкурентов товаропроизводителей на рынке молочной промышленности является в основном крестьянин.

Резкое уменьшение размеров производства молока, увеличение цен на молокопродукцию и значительное снижение покупательской способности населения привело к существенному уменьшению потребления молока и молочных продуктов, которое в расчете на душу населения в 1999-м году составляло 209,9 кг против 213 кг в 1998-м году и 373,2 кг в 1990-м году, что, соответственно, на 1,4% и в 1,8 раз меньше. Производство молока на душу населения сократилось, соответственно, на 5,66 кг и 204,6 кг (2,1% и 1,8 раза) и в 1999-м было на уровне 267,74 кг.

Наметилась тенденция постепенного перехода населения к самообеспечению молокопродуктами и покупки молочных продуктов в непереработанном виде.

Наблюдаются отличия уровня потребления молокопродукции в региональном разрезе, что связано прежде всего со спецификой формирования рынка молокопродукции. Такие виды молокопродукции, как масло сливочное, твердые сыры имеют, в силу своей транспортабельности, широкий рынок сбыта, включая зарубежье. Что касается таких продуктов, как молоко пастеризованное, кефир, сметана, то они не могут сохраняться длительное время, быстро портятся. Рынок сбыта этих продуктов тяготеет к зонам производства и носит локальный характер.