«Экономика» и «менеджмент» применительно к СМИ.
В постсоветской ситуации в странах СНГ и Восточной Европы существуют где более, а где и менее благоприятные условия для становления рынка масс-медиа. Они зависят от политического режима в стране, от удельного веса государства в экономики, от степени либерализации экономики в целом, от уровня коммерциализации предприятий. Немаловажно, какие условия созданы для развития частной собственности и для приватизации, каково состояние национальной валюты, есть ли желающие инвестировать деньги в СМИ, или это остается монополией государства, какое налогообложение СМИ. Наконец, большую роль играет менталитет населения, его отношение к рыночной экономике, наличие образованных кадров, готовых работать в условиях рынка.
Если мы рассмотрим с этой точки зрения Беларусь, то мы увидим, что в политическом плане у нашего государства есть проблемы в отношениях с развитыми странами Запада. Мы увидим, что основные печатные СМИ находятся в руках государства, а телевидение и радио -- полностью национализированные. При этом приватизация СМИ и полиграфических предприятий запрещена. Государство сохраняет высокий удельный вес в экономике, хотя и пытается стабилизировать и либерализовать финансовый рынок. Уровень коммерциализации предприятий низок, а уровень административного вмешательства велик как на макро- так и на микроуровне. Налогообложение более жесткое, чем в России, где СМИ имеют льготы по налогу на прибыль и по НДС. У нас льготы имеют только государственные белорусско-язычные издания, и только гос. издания получают дотации из бюджета.
В общем, придерживаясь терминологии международных рыночных агентств, бизнес-среду для рынка масс-медиа в Беларуси можно было бы определить как умеренно плохую. Бывает хуже. Но у многих соседей -- в России, Польше, странах Балтии этот рынок фактически уже сформирован. У нас же есть лишь его ростки, не всегда пробившиеся через нормативные решетки государственного регулирования. Однако парадокс в том, что и гос.издания вынуждены коммерциализироваться и в большой мере воспринять рыночные правила. Xотя страховочная подкладка для них в виде дотаций и другой господдержки остается.
Любую редакцию или телерадиокомпанию можно рассматривать во-первых, как субъект социальной системы СМИ. И согласно Закону о печати и других СМИ она подлежит государственной регистрации именно в этом качестве. Печатные периодические издания регистрируются в Госкомпечати, издательства там получают лицензии на издательскую деятельность. Телерадиокомпании регистрируются в госорганах и получают лицензии на вещание в Гостелерадио и частотные каналы в Министерства связи.
Но с другой стороны, редакцию можно рассматривать как коммерческое предприятие. Это самостоятельный, с правами юридического лица, со своим счетом в банке субъект хозяйствования, действующий в условиях самофинансирования и стремящийся получить прибыль, реализуя товар. Товар специфический, необычный -- интеллектуальный, если хотите идеологический. Он стал продуктом творчества журналистов и воплощен на конкретных носителях -- средствах массовой коммуникации. На печатном листе газеты или журнала, в передаваемых в эфир радио и теле передачах, в электронной версии СМИ, которые размещаются в Интернет, наконец.
Значит, как и любое коммерческое предприятие редакция встроена в рыночную экономическую систему.
Исходя из этого петербургский исследователь Валентин Ворошилов в своем свеженьком учебнике дает такое определение: "современная экономика журналистики-- это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования". А рынок предполагает прежде всего конкуренцию. Цель редакции