Экологическая и нормативная информация

В бизнес-плане должно содержаться достаточно сведений относительно экологических аспектов проекта, чтобы можно было оценить его экологические последствия, в т.ч.:

- местонахождение объектов проекта;

- использование земли отведенной под объект в прошлом и в настоящее время;

- описание строительных работ или физических изменений, связанных с проектом;

- предлагаемые меры по смягчению воздействия на окружающую среду или её улучшению;

- заявление о распределении обязанностей при любом загрязнении и/или ответственности за него;

- размеры штрафов за загрязнение окружающей среды;

- любые заявления предприятия об его экологической политике.

Следует дать описание распространяющихся на проект общегосударственных, региональных и местных требований, связанных с защитой окружающей среды, охраной здоровья персонала и обеспечением техники безопасности.

Инвестор должен оценить нормативную базу реализации предлагаемого проекта. Необходимо осветить следующие аспекты:

- какие правительственные лицензии или разрешения потребуются для выполнения проекта; каким образом предприятие намеревается их получить и сколько на это потребуется времени;

- каков характер ввозных тарифов и квот;

- наличие ограничений на импорт на рынках сбыта за рубежом;

- структура тарифов на коммунальные услуги;

- специфические аспекты ценообразования.

- определение правового режима объекта бизнес-плана, юридически грамотная формулировка цели и объема правоустанавливающих документов;

- проведение анализа документов, необходимых для создания бизнес-плана и реализации поставлен­ной в нем цели;

- формулирование (определение) вопросов для правовой экспертизы и включение в бизнес-план не­обходимых заключений юриста-эксперта.

С юридической точки зрения процесс подготовки и реализации бизнес-проектов регламентируется сис­темой правовых актов, которые включают в себя прежде всего Конституцию Российской Федерации, законы РФ и республик в ее составе, указы Прези­дента РФ, акты Правительства РФ и иных органов федеральной исполнительной власти, а также реше­ния представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

Разработчику бизнес-плана (будущему собствен­нику или арендатору формируемого имущественного комплекса) полезно знать, как начать дело, зарегист­рировать предприятие и действовать в условиях ры­ночной среды. Здесь помогают законы о статусе предпринимателей разных видов деятельности - про­изводственных предприятий, банков, товарных бирж и др. В них регулируются права, обязанности, взаимоотношения хозяйствующих субъектов. Вновь про­возглашается известный правовой принцип: "дозво­лено все, что прямо не запрещено законом". Реализа­ции этого принципа соответствуют полномочия соб­ственника в части владения, пользования и распо­ряжения имуществом, денежными средствами, ак­циями и нематериальными активами, землей; усло­виями получения и возврата кредитов и т.п.

Использование законов, регулирующих экономи­ческие отношения, - важнейший, но отнюдь не един­ственный канал правового обеспечения работы при разработке бизнес-плана. Если в прошлые годы уча­стники хозяйственной жизни опирались в своей рабо­те в основном на подзаконные акты, забывая порой об их основе - законах, то теперь часто бывает на­оборот, т.е. недооценивается роль подзаконных ак­тов, развивающих и конкретизирующих законы, обеспечивающие их действие.

Большое значение для регулирования работы по бизнес-проектам предприятий в конкретных регионах имеют также правовые решения органов местного самоуправления местных администраций. Такими актами могут, например, вводиться местные налоги и сборы, определяться порядок их исчисления и упла­ты, решаться вопросы лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности и т.п. /3/