Менеджмент на промышленном предприятии

В настоящее время совершенствование управления нововведениями для большинства компаний является важным средством поддержания их активности в освоенных областях и экспансии на новых направлениях. Огромное значение для повышения эффективности инноваций имеет комплексное использование новых принципов менеджмента. Основными из них являются:

… Создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;

… Нацеленность всей инновационной деятельности на нужды потребителя;

… Определение приоритетных задач инновационной работы исходя из целей и задач фирмы;

… Сокращение числа уровней в управлении с целью ускорения процесса «исследование – производство – сбыт»;

… Максимальное сокращение сроков разработки и внедрения нововведений, организация работ не по «эстафетному» принципу, а на основе одновременного параллельного решения инновационных задач.

Анализ инновационных систем управления нововведениями целесообразно проводить в тесной связи с типом инновационной стратегии – с одной стороны, а с другой стороны – структурой, технологией, кадрами и другими параметрами фирмы. В приведенной ниже таблице показана связь между интенсивностью, направлением и масштабами инновационных процессов и общими требованиями, предъявляемыми к организации.

Влияние нововведений на изменение организационной структуры

Интенсивность и масштабы нововведения

Соответствующие организационные изменения

Освоенная продукция

Освоенная технология

Освоенный рынок

Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации

Новая продукция

Освоенная технология

Освоенный рынок

Разработка продукции может осуществляется в рамках существующей организации или в исследовательском подразделении создается новая проектная группа.

Освоенная продукция

Освоенная технология

Новый рынок

Существующая организация практически не изменяется. На службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка; может быть образована новая группа сбыта.

Новая продукция

Освоенная технология

Новый рынок

Может быть организована группа новой продукции, укомплектованной персоналом из исследовательского подразделения и службы маркетинга.

Новая продукция

Новая технология

Освоенный рынок

Может быть организована группа новой продукции, укомплектованной персоналом из исследовательского подразделения и производства. В своей работе группа использует помощь служб маркетинга и сбыта.

Новая продукция

Новая технология

Новый рынок

Новое направление деятельности компании требует совершенно новой организации в форме венчурного или нового подразделения, дополняющего существующую организационную структуру.

Стратегия поведения фирмы на рынке может носить наступательный (агрессивный) или оборонительный характер. Компания обычно создает свой набор инновационных стратегий, характеризующихся сбалансированным риском. Такой набор включает как рискованные (наступательные), так и безопасные (оборонительные) стратегии.

Агрессивная рыночная сратегия означает стремление стать и быть первым., ведущим предприятием с точки зрения инноваций в определенном сегменте рынка и в определенной области сбыта.

Принятие компанией наступательной стратегии, направленной а активный поиск и разработку нововведений как в освоенных, так и новых для нее областях хозяйственной деятельности, требует больших изменений в организационной структуре.

Инициаторы инноваций работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации нововведений, носящих упреждающий характер, имеют запас экономической прочности, который выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции, более низких по сравнению со средними удельных издержек производства.

Перейти на страницу: 1 2 3