Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон

Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили свободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенных специаль­ными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стра­не и за рубежом свободных экономических зон —"Шэнь-чжень", "Чжухай", "Сямэнь", "Щаньтоу", имеющих мно­голетнюю историю, а также зоны "Хайнань", существую­щей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологий — технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического раз­вития "Пудун". Значение проекта, рассчитанного на несколь­ко десятилетий, определяется не только тем, что зона "Пудун" должна стать в перспективе крупным центром про­мышленного производства Китая, но, и призвана способство­вать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание специальных экономических зон (СЭЗ) стало важной составной частью проведения открытой внешне­экономической политики, провозглашенной китайским ру­ководством в конце 70-х годов. При выборе модели разви­тия СЭЗ китайское руководство исходило из текущих по­требностей страны и опыта функционирования таких зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Сингапура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации специальных экономических зон было предложено несколько вариантов режима их функционирования и в результате был избран путь создания в их рамках структуры хозяйства, ориентированного на экспорт, всемерное привлечение иностранного капитала, а также существенное улучшение технологии производства. Специальные экономичен кие зоны стали играть связующую (буферную) роль с другими районами страны, реализуя политику "открытых дверей".

С начала 90-х годов в портовых городах, специальных экономических зонах КНР начинают возникать свободные таможенные территории — зоны свободной (беспошлинной) торговли (ЗСТ). Зоны свободной торговли, как утверждают китайские специалисты, будут развиваться по моделям, сходным с теми, которые существуют в других странах. По свидетельству китайского руководства развитие зон свободной торговли явится одним из магистральных направлений реализации открытой внешнеэкономической политики вплоть до 2000 года.

Практика функционирования китайских свободных экономических зон и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты относят прежде всего высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, суще­ственный рост уровня жизни населения.

Свободные экономические зоны в КНР (помимо общих с другими странами целей специальных зон) в целом явля­ются экспериментом по использованию рыночных отноше­ний в условиях преобладания государственной собственнос­ти. Переход "все разом" к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Специфика китайского опыта регулирования свободных экономических зон заклю­чается в том, что они для современного Китая — нечто большее, чем специальные районы по стимулированию ино­странного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В свободных экономических зонах Китая происходит становление и обкатка, как указывают китай­ские экономисты, экономической модели, по которой в XXI веке будет жить практически весь Китай.

Заметная роль свободных экономических зон в социаль­но-экономическом развитии отдельных обособленных райо­нов разных стран, той или иной отрасли производства, в привлечении иностранного капитала или оживлении дея­тельности мелкого и среднего отечественного предприни­мательства, тем не менее, не является достаточным осно­ванием рассматривать их как универсальный способ модер­низации экономики. Степень влияния свободных экономи­ческих зон на остальную территорию многих развивающих­ся стран является довольно ограниченной. В особенности это справедливо для промышленно развитых стран, где, как правило, и не ставится специальной задачи распростра­нения такого влияния. Организация свободных экономичес­ких зон играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлении предпринимательской деятельности данного ре­гиона или в акцентировании внимания на, развитии той или иной отрасли экономики. В то же время, хотя функциони­рование свободных экономических зон в развивающихся странах не является панацеей по решению их многообраз­ных социально-экономических проблем, они играют весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран. Для мно­гих развивающихся стран свободные зоны становятся по­люсами торгово-экономического, научно-технического и со­циального роста. Кроме того, в них отрабатывается модель в той или иной степени открытой экономики, пути интегра­ции в мировую экономику.

Перейти на страницу: 1 2 3