Сущность понятия «организация»

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни — общества в целом, экономики, науки, культуры, образования, обороны, даже личной жизни. Теория организаций призвана ответить на вопросы: зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменя­ются, почему члены организаций действуют именно так, а не иначе. Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессио­нально подходить к формированию организаций, к пониманию и регулированию протекающих в них процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.

Организация представляет собой сознательно координируемое соци­альное образование с определенными границами, функционирую­щее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами "сознательно координируемое" понимает­ся управление, под "социальным образованием" — то, что органи­зация состоит из людей или групп лиц, взаимодействующих меж­ду собой. Модели взаимодействия, которым следуют лица, явля­ются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп долж­но быть сбалансировано и предполагает необходимость в коорди­нации.

Организация имеет относительно определенные границы, кото­рые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в дости­жение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому для достижения своих целей он создает интегрированные, коопера­тивные системы поведения.

Определение организации предусматривает необходимость фор­мального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, кто докладывает и кому, каковы формальные координирую­щие механизмы и модели взаимодействия. Для нее характерны ком­плексность, формализация и определенное соотношение централи­зации и децентрализации.

Комплексность

рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделение труда, количество уровней в иерархии организации и степень террито­риального распределения частей организации.

Под формализацией

понимаются заранее разработанные и установ­ленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартны­ми директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать.

Соотношение централизации и децентрализации

определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленче­ские решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, действия по разрешению проблем предпринимаются высшими руководителями, в других слу­чаях принятие решений децентрализовано, ответственность делеги­руется вниз по иерархии. Принятые соотношения централизации и децентрализации определяют характер и тип устанавливаемой орга­низационной структуры управления.

Перейти на страницу: 1 2 3